Основы социально-гуманитарных наук
ОК ВГУ (Оршанский колледж Витебский государственный университет им.П.М.Машерова)
Контрольная
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ И НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество характеризуется неравенством на всех этапах своего развития. Социологи называют структурным неравенством стратификацию между различными группами населения.
Социальная стратификация-это класс, который делит данную группу людей (население) на иерархические иерархии.
Она обнаруживается в присутствии высших и низших слоев. Его основа и сущность заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, обязанностей и обязанностей, а также в наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Специфические формы социальной стратификации разнообразны.
Однако все многообразие можно свести к трем основным формам: экономической, политической и профессиональной стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Социальное расслоение-постоянная черта любого организованного общества.
Вопрос о сознании всегда привлекал пристальное внимание философов, поскольку определение положения и роли человека в мире, детали его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагают резкую постановку вопроса о роли сознания в деятельности человека путем анализа сознания как представителя человеческого идеализма с действительностью.
Люди издавна чувствовали большой интерес к сознанию, к своим сердцам, думая, что это самое главное достижение людей. Это действительно самое поразительное и загадочное явление в жизни, происходящее на определенном уровне материального развития. С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически.
Сознание-это специфический атрибут человека, его универсальная характеристика, отличающая человека от царства животного мира. Сознание - это социальное свойство, возникшее в длительном процессе эволюции и сформировавшее современный тип человека. Важнейшими философскими вопросами всегда были и остаются вопросы о соотношении человеческого сознания и его существования, о человеке, который включает сознание в мир, о возможности, которую сознание предоставляет одному человеку, и об ответственности, которую сознание возлагает на одного человека.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
На данном этапе исследований в области социальной стратификации появились некоторые новые парадигмы. В течение десятилетий после Второй мировой войны основной концептуальной моделью западной социологии была классовая теория Маркса и ее модификация.
Это связано с существованием обществ, организованных на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана.
У Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т.е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация-это нейтральное с точки зрения ценностей понятие, которое означает только то, что внутри общества существует разделение, границы, которые оно само создает и поддерживает [2, c, 128].
Кроме того, концепция классовой стратификации подвергается все большей критике, поскольку на первый план выходят другие аспекты неравенства — пол, раса и раса. Марксистская теория утверждает, что все эти аспекты происходят из классового неравенства, утверждая, что по мере их устранения они исчезнут сами по себе. Однако феминистки, например, показали, что социальное неравенство между полами существовало задолго до возникновения класса и сохранялось в советском обществе. Социологи, изучающие эти аспекты неравенства, утверждают, что они не могут быть сведены к классу: они существуют как автономные формы социальных отношений.
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ И НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ
В настоящее время все более широкое распространение получает наука, занимающаяся Исследованием Сознания. Эти исследования проводились представителями философии, антропологии, социологии, психологии, физиологии, физики, технических наук и информатики. Аспекты сознания, изучаемые в индивидуальной науке, далеки друг от друга и не имеют ничего общего с общим сознанием. Каждая наука использует свои собственные методы, программы и идеалы разума, объективности, строгости и науки.
Развитие специальных научных исследований стимулировало развитие и углубление практических философских проблем сознания. Например, развитие современной информатики, создание мыслящих машин, связанные с этим процессы компьютеризации человеческой деятельности привели к новому способу рассмотрения сущности сознания, вопросов о специфических характеристиках сознания человека, наилучшем способе взаимодействия человека с его сознанием и современных компьютерных технологиях [5, c. 658].
Сознание - один из самых сложных объектов философского анализа. Как неоспоримое свидетельство человеческого существования, сознание в то же время неуловимо для внешнего наблюдения, и фундаментальная ненаблюдаемость сознания создает теоретическую реконструкцию естественных трудностей.
Необходимость теоретически правильной связи индивидуального и Всеобщего, органической связи, открываемой нам опытом сознания, определяет особый статус этой предметной философии. На данный момент можно говорить о трех основных парадигмах в философии сознания: субстанциональной, функциональной и экзистенциальной феноменологии.
Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум на структуру Универсума в целом. Здесь разум выступает гарантом единства и порядка бытия, являющегося содержательной основой обеспечения мирового порядка и гармонии. Человеческое сознание индивида рассматривается только как отдельное проявление мышления о мире, его организационные законы согласуются с логикой мышления, а идея, составляющая основные свойства объекта, определяет его содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная стратификация включает в себя социальную дифференциацию и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев, таких как социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др. Классовые теории стратификации отличаются многообразием, на протяжении становления и развития социологической мысли к данной тематике обращались учёные, опиравшиеся на различные исследовательские установки, что и обусловило наличие разнообразных подходов.
В итоге, указанное направление исследований в социологии носит исключительно важный характер, что объясняет его перспективность, непреходящий интерес к нему со стороны учёных.
Проблема сознания в философии очень обширная тема, требующая глубинного изучения её аспектов. В данной работе я попыталась обозначить и раскрыть основную проблематику изучения сознания в философии. Таким образом, изучив сознание, его основные характеристики, а так же его место и роли в философии, можно сделать вывод о том, что сознание - это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.
Развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Формируются новые философские и естественнонаучные представления о сознании человека, связанные с экзистенциональными, феноменологическими и космическими его измерениями, уникальными и пока еще не всегда приоткрытыми тайнами человеческого бытия.
1. Витушко, В.А. Основы права: учеб. пособие / под ред. В.А. Витушко, В.Т. Тихини, Г.Б. Шишко. Минск, 2016. – 358 с.
2. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И Социальная стратификация и мобильность, Социология: 2 том, 2003г. – 547 с.
3. Иванов, Г.И. Основы права. Теория. История. Современность: краткое изложение курса /Г.И. Иванов, А.Г. Иванов. – Минск: Амалфея, 2010. – 108 с.
4. Кузнецов, В.Г. и др. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 519 с.
5. Миронов, В.В. Философия: учебник для вузов.- М.: Норма, 2011. - 928 с.
6. Патнэм, Х. Философия сознания. – М., 2009. –88 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты