Задача
Определить годность стального каната A с первоначальным запасом коэффициента прочности до Б, если на шаге свивки имеется В обрывов тонкой проволоки, Г обрывов толстых проволок. (Обрыв тонких проволок принять за 1, толстой за 1,7).
Исходные данные: вариант 2, канат 13х37+1ос, первоначальный запас прочности – до 6 односторонней свивки, 9 обрывов тонкой проволоки, 7 обрывов толстых проволок.
Решение
Безопасность использования канатов устанавливается на основе следующих критериев:
- характера и числа обрывов проволок на фиксированной длине, в том числе наличия обрывов проволок у концевых заделок: (обрыв проволок - это состояние, при котором проволока имеет нарушение целостности по длине, два конца которой можно обнаружить методами и средствами контроля, повторные обрывы этой проволоки на фиксированной длине не учитываются);
- наличия мест сосредоточения обрывов проволок;
- поверхностного и внутреннего износа;
- поверхностной и внутренней коррозии;
- выхода одной и более проволок наружного слоя из замка (для канатов закрытой конструкции);
- разрыва одной или нескольких прядей;
- местного уменьшения диаметра каната, включая разрыв сердечника;
- уменьшения площади поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
- деформации в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
- повреждений в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
- изменения параметров свивки (для несущих канатов и оттяжек, закрепленных от вращения);
- интенсивности возрастания остаточного удлинения после приработки каната.
Подсчет обрывов наружных проволок необходимо производить на участках каната с наибольшим количеством обрывов с учетом того, что два конца оборванной проволоки считается за один обрыв; в случае, если виден один конец проволоки, а второй не вышел наружу - считается также один обрыв. Суммируя таким образом обрывы проволок на участках каната длиной 6d или 30d, получают общее число обрывов на данных участках.
Браковку стальных канатов двойной свивки по числу обрывов проволок следует производить в соответствии с таблицей 1 [
Ответы на вопросы:
2. Тяговые органы: цепи
Цепь — гибкое изделие, состоящее из соединенных шарнирно отдельных жестких звеньев. Благодаря простоте конструкции и высокой гибкости при достаточной несущей способности стальные цепи в ряде случаев успешно конкурируют с канатами. По назначению цепи разделяют на приводные (для механических передач), подъемные (для подъема грузов) и грузовые (для строповки). По конструкции различают цепи: круглозвенные сварные, выполненные из звеньев овальной формы, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает высокую гибкость цепи во всех направлениях, и грузовые пластинчатые, выполненные из стальных пластин, соединенных валиками. В свою очередь, сварные цепи по ГОСТ 2319—81 под разделяют по типу на короткозвенные (А) и длиннозвённые (В), а по исполнению — калиброванные (1) и некалиброванные (2), отличающиеся точностью изготовления (рис. 1,а).
21.Механизмы передвижения
Механизм передвижения обеспечивает передвижение грузоподъемных механизмов или ее части (грузовой тележки) по горизонтальному или наклонному пути. В зависимости от типа и назначения грузоподъемных механизмов различают механизмы передвижения для рельсового, безрельсового и канатного путей (как и транспортные машины). Рельсовые пути применяют для передвижения башенных, рельсовых, мостового типа и железнодорожных кранов, а также талей и тележек. Безрельсовый путь характерен для самоходных стреловых кранов, а канатный— для кабель-кранов. Соответственно типу кранового пути различают и механизмы передвижения. Так для машин, передвигающихся по рельсовому пути, применяют механизмы передвижения с приводными ходовыми колесами (рабочий орган — колесо) — первого типа или канатной (цепной) тягой — второго типа. Для безрельсового пути (кроме гусеничного, шагающего и комбинированного хода) применяют механизмы передвижения только первого типа, а для канатного — только второго типа. В механизмах передвижения первого типа все детали, включая приводные колеса, размещены на ходовой раме, тогда как в механизмах второго типа все детали расположены за пределами рамы.
Рабочим органом механизма первого типа являются приводные ходовые колеса 1. В зависимости от типа крана, его конструкции и грузовысотных характеристик механизмы передвижения выполняют с центральным или раздельным приводом (рис. 2). В механизмах передвижения мостового крана с центральным приводом для уменьшения перекоса крана электродвигатель расположен примерно по середине ходовой рамы, а крутящий момент на приводные колеса передают трансмиссионные валы.