Политика государства в социальной сфере. Роль профсоюзных организаций в идеологических процессах
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Контрольная
на тему: «Политика государства в социальной сфере. Роль профсоюзных организаций в идеологических процессах»
по дисциплине: «Идеология»
2021
15.00 BYN
Политика государства в социальной сфере. Роль профсоюзных организаций в идеологических процессах
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Идеология
Вариант: 28
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2. РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИДЕОЛОГИИ
2.1. Профсоюзы в современной Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рынок не гарантирует право на труд, благосостояние, образование, не обеспечивает защиту инвалидов, пенсионеров. Поэтому существует необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.
Важнейшим элементом политической системы являются общественные объединения, которые позволяют гражданам влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Одним из таких объединений являются профсоюзы.
На современном этапе развития белорусского общества именно профсоюзы стали действенным инструментом в трудовом и патриотическом воспитании трудящихся, пропаганде здорового образа жизни, центром культурно-массовой работы среди населения. Они направляют свои усилия на улучшение условий жизни людей, совершенствование оплаты труда, обеспечение полной занятости населения, создание новых рабочих мест, обеспечение социальных гарантий. Внимание профсоюзов все больше концентрируется на вопросах дисциплины, порядка и ответственности.
Целью данной работы является изучение социальной политики государства, выявление проблем ее реализации и рассмотрение вопроса повышения уровня оплаты труда, регулирования занятости, реформирование систем здравоохранения и образования, проведение пенсионной реформы, выявление роли профсоюзных организаций в идеологических процессах государства.
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.
Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности. В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества [5].
Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.
Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает 4 основных сектора жизни общества:
1) Демографию (естественное воспроизводство населения);
2) Труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
3) Личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
4) Социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.) [8].
В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах. Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач: быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества; формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации; развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала [11].
2. РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИДЕОЛОГИИ
Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения, то есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов – обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы [6].
Место профсоюзов в политической системе государства определяется не только массовым характером движения в целом, но и признанием их со стороны государства и объединений нанимателей как равноправных партнеров [9].
Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни [2].
За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интересов трудящихся.
Рассматривая соотношение профсоюзов и политики, следует отметить:
- принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь;
- профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства;
- профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости;
- при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований.
Профсоюзы в нашей стране имеют достаточно мощную материальную базу – санатории, профилактории, турбазы, дворцы культуры, спортивные сооружения и др. Члены профсоюза имеют возможность получить путевку на отдых и лечение, организовать свой досуг [4].
На современном этапе развития общества сложилась ситуация, когда отношение народа к профсоюзам проходит эволюционный период. Еще недавно – во второй половине 90-х гг. прошлого века – в обществе превалировало негативное отношение к профсоюзам, основанное на том, что профсоюзы Беларуси были втянуты в политическую борьбу, утратили влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наемным работникам. Действительно, многие наработанные профсоюзами десятилетиями позиции были утрачены, как, впрочем, и доверие общества к ним. В ходе политических баталий профсоюзы сдали свои многие важные позиции: право законодательной инициативы, право на осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве, возможность правовой защиты членов профсоюза, сферу социального страхования работников, оздоровления и санаторно-курортного лечения. Все это нанесло ощутимый удар по профсоюзному движению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеология как система взглядов и идей способна фиксировать и отражать основные тенденции развития белорусского общества. Следовательно, идеологическая составляющая работы профсоюзов тесно связана с общими задачами по социальной защите трудящихся, всего населения республики и имеет общегосударственное значение.
Главная роль профсоюзов состоит в отстаивании интересов народа, в том, чтобы быть с народом. Профсоюз плотно вошел в жизнь каждого гражданина. Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся.
Таким образом, функции государства выполняет не только само государство, но и отдельные профсоюзные организации.
1. Лутохина, Э.А. Социально-ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
2. Михеев, В.А. Основы социального партнерства. - М.: Экзамен, 2001.
3. Шахмалов Ф. Теория государственного управления. - М.: ЗАО «Экономика», 2002.
4. Лученкова, Е.С. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб. пособие. - Мн., 2006.
5. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. - Мн., 2004.
6. Вонсович, Л.В. Национальная идеология белорусского народа: этапы становления и основные контуры // Чалавек. Грамадства. Свет. - Мн., 2006 - № 3 (с. 3-12).
7. Лукашенко, А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекции, прочитанные в ВУЗах Минска. - Мн., 2003.
8. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. - 4-е изд., испр. и доп. - Мн., 2007.
9. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003.
10. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн., 2004.
11. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми в республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн., 2006.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты