1. Охарактеризовать международные организации в сфере борьбы с коррупцией
2. Охарактеризовать правовое положение государственного служащего в Республике Беларусь. Обязанности государственных служащих, направленные на предупреждение коррупции
3. Охарактеризовать правовое положение должностного лица как субъекта коррупционных правонарушений
4. Проанализировать систему мер противодействия по законодательству Республики Беларусь
1. Охарактеризовать международные организации в сфере борьбы с коррупцией
В комплексе правовых антикоррупционных инструментов на международном уровне особое значение имеют те, которые ориентированы на обеспечение глобальной эффективности противодействия транснациональной коррупции, на достижение такого качества предотвращения и пресечения наиболее опасных для отдельных государств и международное сообщество, в рамках которого будут гарантированы международные квалификационные стандарты коррупционных правонарушений, единые параметры юрисдикции, неотвратимость судебного преследования и наказания правонарушителей, а также справедливая компенсация ущерба потерпевшим.
Международные организации системы ООН, Совет Европы, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации играют важную роль в унификации общих подходов национального законодательства различные государства в борьбе с коррупцией.
2. Охарактеризовать правовое положение государственного служащего в Республике Беларусь. Обязанности государственных служащих, направленные на предупреждение коррупции
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
В соответствии со ст. 16 Закона «О борьбе с коррупцией», государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20 Закона «О борьбе с коррупцией», не совершению действий, предусмотренных статьями 25 и 37 вышеназванного Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
3. Охарактеризовать правовое положение должностного лица как субъекта коррупционных правонарушений
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст. 17 Закона).
Государственное должностное лицо не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
4. Проанализировать систему мер противодействия по законодательству Республики Беларусь
Статья 5 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З содержит следующий подробный перечень мер по предупреждению коррупции:
- планирование и координация деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;
- установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
- обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;
- совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;