Введение
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» оказала огромное воздействие на развитие русской литературы XIX в. В ней сочетаются традиции классицистской комедиографии и реалистической комедии. Кроме того, можно отметить, что происходит соблюдение автором обязательных для классицистской драматургии — единства времени (действие происходит в течение суток). На этой комедии можно проследить, как мир переходит от классицизма к реализму.
Актуальность темы данной работы видим в том, что вопросу о поэтике и проблематике произведения «Ревизор уделено недостаточно работ и исследований». Поэтому возникла необходимость заняться разработкой этой темы, которая является интересной и перспективной.
Объектом исследования является комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».
Предмет нашей работы – особенности изучения комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Цель данной работы — рассмотреть методические особенности организации процесса изучения комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать режиссерский анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по изучаемой проблеме;
Событийный ряд
1. Письмо о ревизоре
2. Ревизор в городе
3. Городничий на аудиенции
4. Смотр заведений
5. Прибытие в дом городничего
6. Соревнование взяточников
7. Сватовство
8. Ревизор - не настоящий
9. Исповедь городничего
10. Приезд настоящего ревизора [3, c. 87].
Протокол происходящего в пьесе.
1. Сон городничего 2. Известие городничего о скором приезде ревизора. 3. Известие Бобчинского и Добчинского о приехавшем ревизоре. 4. Городничий разговаривает в гостинице с Хлестаковым. Приглашает его к себе домой. 5. Смотр Хлестаковым заведений. 6. Приезд в дом городничего7. Хлестаков рассказывает о своих петербургских “подвигах”. 8. Чиновники дают взятки Хлестакову. 9. Любовная интрижка Хлестакова с Марьей Антоновной и Анной Андреевной. 10. Сватовство с Марьей Антоновной 11. Отъезд Хлестаковa. 12. Городничий мечтает о петербургской жизни. 13. Известие о настоящем ревизоре. 14. Немая сцена
Определить исходное, отправное событие пьесы, как начало сценического действия.
Городничим получено письмо от друга, из которого все узнают о скором приезде ревизора.
Заключение
Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства. Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации. Эта пьеса как нельзя лучше показывает сущность человеческой натуры, и человека в быту. Влияние злых языков может принести раздор даже в идеальные, как нам показывает с начала автор отношения главных героев. Они оба слепо верят кому-то со стороны, при этом, даже, не поговорив со своим родным человеком. И эта пьеса лишний раз доказывает, что всегда найдется кто-то, кому будет плохо от того, что вы счастливы. Зависть и жадность порой толкает людей на более ужасные поступки нежели, даже, ненависть.
1. Белоусова, Е. И. Комментарии при изучении комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» / Белоусова Елена Ивановна // Литература в школе. - 2019. — № 3. — С. 39—43
2. Войтоловская, Э. Л. Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор": комментарий / Э. Л. Войтоловская. - Ленинград: Просвещение, 1971. – 268 с.
3. Гоголь, Н. В. Мертвые души; Шинель; Ревизор / Н. В. Гоголь. - Москва: Правда, 1977. – 357 с.