Задача.
Определить годность стального каната A с первоначальным запасом коэффициента прочности до Б, если на шаге свивки имеется В обрывов тонкой проволоки, Г обрывов толстых проволок. (Обрыв тонких проволок принять за 1, толстой за 1,7).
Исходные данные: вариант 11, канат 13х37+1ос, первоначальный запас прочности – до 6 односторонней свивки, 7 обрывов тонкой проволоки, 4 обрывов толстых проволок.
Решение:
Безопасность использования канатов устанавливается на основе следующих критериев:
- характера и числа обрывов проволок на фиксированной длине, в том числе наличия обрывов проволок у концевых заделок: (обрыв проволок - это состояние, при котором проволока имеет нарушение целостности по длине, два конца которой можно обнаружить методами и средствами контроля, повторные обрывы этой проволоки на фиксированной длине не учитываются);
- наличия мест сосредоточения обрывов проволок;
- поверхностного и внутреннего износа;
- поверхностной и внутренней коррозии;
- выхода одной и более проволок наружного слоя из замка (для канатов закрытой конструкции);
- разрыва одной или нескольких прядей;
- местного уменьшения диаметра каната, включая разрыв сердечника;
- уменьшения площади поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
- деформации в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
- повреждений в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
- изменения параметров свивки (для несущих канатов и оттяжек, закрепленных от вращения);
- интенсивности возрастания остаточного удлинения после приработки каната.
Подсчет обрывов наружных проволок необходимо производить на участках каната с наибольшим количеством обрывов с учетом того, что два конца оборванной проволоки считается за один обрыв; в случае, если виден один конец проволоки, а второй не вышел наружу - считается также один обрыв.
1. Стопорные устройства (остановы)
Остановы — устройства, предназначенные для удержания груза в подвешенном состоянии. В качестве самостоятельного тормозного устройства остановы применения не нашли, так как их назначение — исключить возможное самопроизвольное движение. Поэтому они являются сборочной единицей сложных тормозных устройств. По конструкции различают остановы храповые и фрикционные. В современных грузоподъемных механизмах (ГПМ) преимущественно применяют храповые остановы (рис.1, а). Останов состоит из храпового колеса 1, сидящего на шпонке на валу 2, и собачки 3, ось 4 которой закреплена на корпусе механизма. Собачка острым концом входит во впадину между зубьями храпового колеса и препятствует вращению последнего в сторону опускания груза (по часовой стрелке), не препятствуя вращению колеса в противоположную сторону на подъем груза. Для опускания груза собачку необходимо вывести из зацепления с храповым колесом (поднять).
В отличие от работающих с ударной нагрузкой храповых остановов роликовые обеспечивают плавное приложение нагрузки при минимальном угле холостого хода. Их действие основано на использовании сил трения. Роликовый останов состоит из неподвижного корпуса 1, втулки 2 и расположенных в клиновых пазах роликов 3 (рис. 1, в). При вращении втулки 2 против часовой стрелки (на подъем груза) силы трения увлекают ролики 3 в более широкую часть паза, обеспечивая свободное вращение вала механизма. В случае обратного направления вращения те же силы трения увлекают ролики в узкую часть клинового паза, что приводит к их заклиниванию в пазах и остановке вала механизма.
2. Подъемные механизмы, подъемники, лифты
Грузоподъемные машины условно подразделяют на четыре основные группы: грузоподъемные устройства для подъема грузов (рычаги, домкраты, полиспасты, лебедки и тали), краны, погрузчики и подъемники, перемещающие груз в кабине, на платформе или в скипе, движущемся по направляющим (лифты, строительные, шахтные и скиповые подъемники, автомобильные вышки, монтажно-мачтовые и гидравлические подъемники, эскалаторы и пр.).
Подъемники применяют для транспортирования грузов (грузовые) или людей (пассажирские лифты) в вертикальном направлении. Они бывают шахтные и скиповые. Грузонесущими устройствами подъемников являются кабины (клети), платформы и ковши. Шахтный подъемник (рис. 12, а) имеет шахту 1, кабину 2, соединенную тяговым органом с лебедкой 3. Направляющие для грузовой клети или кабины размещены внутри закрытой по всей трассе шахты.
Подъемник (рис. 2, б) состоит из стойки (несущей конструкции), по которой движется грузовая платформа 2, соединенная тяговым органом с лебедкой 4. Тяговой орган перекинут через отклоняющий блок 3. В этих подъемниках несущая конструкция имеет направляющие для грузовой платформы. Такие подъемники используют как строительные, подъемники -вышки.
Скиповый подъемник (рис. 3) служит для транспортирования насыпных грузов ковшом 2, движущимся по направляющим 1, форма которых обеспечивает опрокидывание ковша в месте разгрузки 5. Ковш передвигается лебедкой 4, , тяговый орган перекинут через отклоняющий блок 3.
Для механизации подъемно-транспортных работ применяют грузовые лифты и подъемники.
Лифтом называют подъемно-транспортное устройство периодического действия, предназначенное для подъема и спуска грузов с одного уровня на другой. Лифт состоит из лебедки с приводом, кабины, шахты, противовеса.
Кабина передвигается по неподвижным жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте. На загрузочных площадках шахта снабжена запираемыми дверьми, обеспечивающими безопасность пользования. Двери кабины могут быть распашными или раздвижными, открываемыми вручную или при помощи привода. Они снабжаются специальными замками, не позволяющей кабине передвигаться при открытых дверях.