Основы социально-гуманитарных наук
ПрГАТК (Пружанский государственный аграрно-технический колледж)
Контрольная
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Вариант: 45
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Поделиться
Вопрос 11
Вопрос 29
Вопрос 9
Вопрос 47
Список использованной литературы
11. Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека.
Философская антропология представляет собой совокупность религиозно-философских учений о смысле жизни, сущности человека.
Слово «антропология» впервые было использовано Аристотелем. Биологическая антропология включает исследование человеческой эволюции, человеческой развивающейся биологии, генетика человечества, наших ближайших биологических родственников, палеонтологию людей.
Являясь точкой пересечения самых различных проекций бытия, человек в широком смысле может быть определен как конкретное единство микрокосма, микротеоса и микросоциума [1, с. 250].
Человек как микрокосм (малый мир) вбирает в себя основные законы организации жизни и природы. Наиболее классической в философии считается триединая модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело (идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия), душа (с феноменом души философия традиционно соотносила проблематику жизни и смерти, свободы и творчества) и дух (понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего, и даже всеобщего, в человеке). Дух, разум — не самостоятельны и не имеют обособленного происхождения.
Тело, душа и дух - традиционное христианское различение, важное для философского мышления. Его справедливость утверждается не только силой авторитета религии, но и посредством рефлексии, направленной на необедненный опыт человеческого бытия. Философскими коррелятами духовного и душевного, с одной стороны, и телесного, с другой стороны, могут служить идеальное и материальное. Способность различать то и другое, признавать реальность того и другого и их взаимосвязь, аргументация всего этого – собственно, внутрифилософская проблема, варианты трактовки которой дает историко-философский процесс [1, с. 252].
Душевным именуется та сторона идеального, которая коррелирует с телесным или, шире, с материальным и либо отображает его, либо непосредственно видоизменяет, будучи подчинена утилитарно-материальным целям. Душевное подчинено материально-телесному, мирскому. Духовное, напротив, означает ту сторону идеального, которая обладает свободно-самостоятельным бытием, не подчинена прямо материальному и через перелив в душевное способна придавать материальному качественное приращение, не вытекающее из его собственной логики.
Человек - прежде всего тело. На протяжении веков отношение к телесности человека не оставалось неизменным. Плоть восхваляли, поносили, вновь восторгались. Древние эллины, как известно, создали культ человеческого тела. Они славили его прекрасные черты, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека [1, с. 253].
29. Виды и полномочия современных судов Республики Беларусь. Верховный и Конституционный суды.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти [2, с. 162].
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь: личные права и свободы; социально-экономические и политические права граждан; конституционный строй Республики Беларусь; государственные и общественные интересы; права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:
- Конституционного Суда;
- Системы судов общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции состоит из:
- Верховного Суда Республики Беларусь;
- областных (Минского городского) судов;
- экономических судов областей (города Минска);
- районных (городских) судов.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции :
- Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях.
- Рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке.
- Вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
- Изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
- Осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
- Оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства.
- Разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства.
9. Пространственно-временная организация бытия.
Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о построении онтологической системы.
Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны между собой, бесконечны и обладают своими специфическими свойствами, а именно: свойства пространства - протяженость, единство прерывности и непрерывности; свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость.
Пространственно-временная организация бытия - важнейшая тема онтологии, осмысление которой была присуща уже античной философии. В эллинской культуре сложились философские воззрения на пространство и время в контексте общей космологии. Космос вечен и имеет свое пространственное оформление. Самое близкое пространство - дом, полис. Дальше - ойкумена, так эллины называли известную им населенную часть суши: Европу, Индию, Малую и Переднюю Азию, Северную Африку. Аристо-тель обосновал центральное положение Земли в космосе философски и физически, а великий математик и астроном Клавдий Птолемей - математически. Космос геоцентричен, обозрим, замкнут, самодостаточен. Время в представлении эллинов циклично - оформлено годовыми циклами религиозных праздников, четырехлетними циклами Олимпиад.
Конечно, сегодня совсем иные представлении о пространственно-временной организации бытия. В современной культуре настоящее время преобладает над прошедшим, а будущее - над настоящим.
Сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сейчас - девиз новоевропейского понимания времени [3, с. 147].
Большинство классических философских представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.
- Субстанциальная концепция. В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, представляющие собой как бы вместилище материальных объектов, процессов и событий. При этом время рассматривается как абсолютная дли-тельность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция доминировала в физике вплоть до возникновения специальной теории относительности.
- Реляционная концепция. В рамках данной концепции, описываются явления, обусловленные движением со скоростями, близкими к скорости света, либо сильными полями тяготения. Такие явления описываются теорией относительности. Классическая механика Ньютона в течение двух столетий прекрасно описывала наблюдаемое поведение макроскопических тел.
47. Новое время по праву считается «золотым веком» гносеологии. Какими причинами можно объяснить особый интерес к проблематике познания? Почему в центре внимания мыслителей оказывается именно «человеческое разумение», его структура, возможности и границы?
Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы [5, с. 39].
Поскольку специфика философии как формы мировоззренческого сознания заключается в рационально-рефлексивном подходе к своему предмету, анализ способности человека адекватно познавать мир и ориентироваться в нём, осознавать своё место и назначение в этом мире выступает как необходимая предпосылка достаточно развитой философской мысли.
Значительные изменения в понимание самого познания, а также места и роли проблематики гносеологии в системе философии привносит с собой Новое время.
Именно в этот период теоретико-познавательная проблематика выдвигается на передний край философского исследования, формируются фундаментальные гносеологические концепции эмпиризма, рационализма, априоризма, устанавливается органическая связь гносеологии с логико-методологическими концепциями научного познания; рефлексия над последним становится непременной предпосылкой теоретико-познавательного исследования.
Таким образом, гносеология оказывается в центре всей проблематики философии Нового времени: решение теоретико-познавательных вопросов становится необходимым условием исследования всех остальных философских проблем. Складывается классический тип гносеологии.
Исходной мировоззренческой предпосылкой понимания познания в Новое время является изменение представлений о месте и роли человека в мире.
Человек осознается как самодостаточная, «автономная» сила, способная к адекватной ориентации в мире на основе собственной свободной ответственной активности вне зависимости от какого-либо высшего авторитета, ограничивающего эту свободную активность [5, с. 40].
В теоретико-познавательном плане это означает, что человек может своими силами, не опираясь на внешний авторитет или традицию, осуществить достоверное познание реальности в подлинности её бытия.
Однако реализация этой возможности предполагает активные усилия к прямому контакту с реальностью, связанные с преодолением разного рода внешних помех, прежде всего ложных традиций и авторитетов, препятствующих такому прямому контакту. Отсюда критико-рефлексивная установка по отношению к наличному знанию становится необходимой предпосылкой достижения истины.
1. Антипова, Н.А. Философия: конспект лекций / Н.А. Антипова. - Минск: ТетраСистемс, 2010. – 383 с.
2. Евтухова, И. И. Политология / И. И. Евтухова. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 175 с. - (Ответы на экзаменационные вопросы).
3. Кравец, А.И. Философия Нового времени: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравец. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 168 с.
4. Крамак, В.А. Философская мысль: учебник для вузов / В.А. Крамак. - 5-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 543 с.
5. Основы философии: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005. – 447 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты