Психология
БГАЭК (Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж)
Контрольная
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Поделиться
1 Развитие самосознания личности
2 Происхождение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
3 Способности. Структура способностей. Задатки и способности. Формирование способностей в трудовой деятельности
Список литературы
2 Происхождение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
3 Способности. Структура способностей. Задатки и способности. Формирование способностей в трудовой деятельности
Список литературы
1 Развитие самосознания личности
Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.
Самосознание личности – совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений – самооценка. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование понятие Я, собственной индивидуальности.
Формирование самосознания проходит несколько стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. Условно в развитии самосознания можно выделить следующие основные стадии: от рождения до одного года; от одного до трех лет; от трех до семи лет; от 7 до 12 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития эти возрастные границы могут изменяться. На последнем из названных периодов процесс развития же сознания не заканчивается, он продолжается дальше, приобретая новую возрастной специфики. Таким образом, между всеми стадиями самосознания всегда сохраняется глубокая внутренняя преемственность.
Развитие самосознания начинается на ранних этапах онтогенеза в результате отделения ребенком себя от мира предметов и людей. Сначала он не отличает себя от других. Во время первых игр ребенка - сначала с собственными ручками и ножками, а затем и с предметами внешнего мира - происходит отделение ребенком себя из пространства, в котором он находится.
Существенным условием развития самосознания является появление у ребенка способности к самостоятельному передвижению. Этот факт начинает новые формы взаимоотношений со взрослыми, что открывает новые пути и источники познания собственных возможностей, расширяет границы познания себя как самостоятельного субъекта.
2 Происхождение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Этика – это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни.
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции.
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
3 Способности. Структура способностей. Задатки и способности. Формирование способностей в трудовой деятельности
Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.
Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д. Общие способности подразделяются на сложные — способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.
Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др. Этими вопросами сейчас заняты В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков.
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое — психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова). Другое направление — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".
1. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
2. Галкина Т.В. Самосознание и самооценка в структуре общения // Познание в структуре общения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. С. 134-142.
3. Галкина Т.В. Адекватная самооценка как регулятор социального взаимодействия подростков: миф или реальность? // Познание и общение: теория, эксперимент и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С. 170-181.
4. Занковский А. Н. Организационная психология. М., 2009.
5. Попов А.Л. Спортивная психология. М., 2013. 320 с.
6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты