1 Этические основы деловой культуры. Требования к нравственному облику рабочего и специалиста. Высшие общечеловеческие ценности. Социально-психологические качества согласно профессионально-квалификационным характеристикам. Примеры проявления нравственных качеств в профессиональной деятельности
Понятие «деловая культура» не имеет однозначной трактовки. Некоторые ученые считают, что под данным термином подразумевается культура распределения прибыли в организации между сотрудниками и теми, кто в целом что-то делал для появления этой прибыли. Однако более распространенным является мнение, в соответствии с которым под «деловой культурой» понимаются определенные правила поведения в сфере деловой активности, организационные традиции и обычаи, деловой этикет и нормы поведения. При формировании определенной деловой культуры в организации важно дать сотрудникам ясное понимание, зачем это делается. Если люди будут видеть, что соблюдение моральных этических норм что-то улучшает в их жизни, делает ее приятнее, повышает качество, то они будут охотнее соблюдать правила.
Основу деловой культуры составляет деловая этика. Деловая этика устанавливает совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношение людей в профессиональной деятельности. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуют облик работника и специалиста:
- совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований и побуждает к творческой деятельности, исключающей формальное выполнение моральных и профессиональных норм.
2 Психологическое объяснение человеческих поступков. Потребности и мотивы поведения; психологическое, биологическое и социальное объяснение поступков
Любой человек совершает за свою жизнь множество добрых и не очень поступков. Всё зависит от конкретных обстоятельств, жизненного опыта, изменения ценностей. Данное направление сконцентрировалось на исследовании давно известного в психологии феномена, когда человек при одинаковых условиях проявляет разное поведение. Объяснением тому является многообразие проявлений человеческой психики. Человек постоянно ставит перед собой различные цели. Исходя из своих потребностей и мотивов.
Потребность — это всегда потребность в чем-либо. На психологическом уровне потребности опосредованы психическим отражением. Это отражение осуществляется двояко. Предметы, которые отвечают потребностям данного конкретного субъекта, во-первых, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками, во-вторых, сигнализируются, чувственно отражаются субъектом в потребностные состояния.
При рассмотрении потребностей, с которыми рождается человек, к списку элементарных биологических потребностей можно добавить еще две:
1) социальные контакты. У человека это одна из ведущих потребностей;
2) внешние впечатления— познавательная потребность.
Обе потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития.
Мотивом называют предмет потребности или опредмеченную потребность.
Мотивы, побуждая и направляя деятельность, приводят к образованию целей. Мотивы не всегда осознаются. Если мотив не осознается, он проявится в одной из двух форм — в эмоциях и личностных смыслах. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивом. Эмоции являются ключом к разгадке действующих мотивов.
Следует отличать первичные виды мотиваций, или биологические побуждения, необходимые для правильного функционирования организма, от потребностей, отдаленных от выживания. Для объяснения этого выдвинут ряд теорий.
Теория биологических побуждений. Нарушение в организме человека баланса сахара, воды, кислорода и т. д. автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.