1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий - занятий
2. Подготовительный этап к проведению экскурсии
3. Виды экскурсий и методика их проведения
Список использованных источников
1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий - занятий.
Во время экскурсий у детей закладываются основы конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменениях. Познание окружающей среды начинается с ощущений, с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке дети учатся различать цвет осенних листьев: у березы - цвета лимона, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины - красного или пурпурного. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, полнее, если педагог предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шелест листвы, учит распознавать запах грибов, гнилой зелени. Чем больше органов чувств задействовано в таком познании, тем больше знаков и свойств ребенок выбирает в исследуемом объекте, внешнем виде и, соответственно, его представления становятся богаче. На экскурсиях дошкольники получают возможность познакомиться непосредственно со свойствами и качествами предметов, явлений, во время выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом происходит сенсорное развитие, на основе которого формируются мыслительные процессы, воображение и эстетические чувства.
Многогранный мир природы вызывает интерес у дошкольников, это неудивительно. «Искреннее удивление раскрытой тайной природе», - отмечает Б. А. Сухомлинский, «мощный стимул к быстрому течению мысли». Поэтому воспитателям, направляя деятельность детей, следует поощрять их познавательную активность, появление вопросов, желание на них отвечать, старание усилить и углубить их интерес к природе, ее познаниям. При этом они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления.
2. Подготовительный этап к проведению экскурсии.
Подготовка педагогов к проведению экскурсий включает, прежде всего, определение цели экскурсии и выбор содержания программы. Педагог планирует экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей среды.
Определяя место проведения экскурсии, педагог выбирает к ней оптимальный путь - не утомляя, не отвлекая детей от поставленной цели. При определении расстояния от места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность экскурсии в выбранное место (в одну сторону) не должна превышать 30 минут в средней группе и 40-50 минут в старшей и подготовительной группе к школе. В этом случае следует учитывать особенности дороги, погоду.
Как бы хорошо воспитатель ни знал место экскурсии, его необходимо обследовать накануне, за два дня до него. Побывав на месте будущей экскурсии, педагог уточняет маршрут, находит необходимые предметы, очерчивает содержание и объем знаний, которые должны получить дети об этом круге явлений, порядке выполнения отдельных частей экскурсии, определяет места для коллективных и независимых наблюдений. Предварительное знакомство с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и подумать о способах его выполнения. Чтобы экскурсия была интересной, педагог должен подготовить песни, загадки, пословицы, игровые приемы.
Все начинается с того, что педагог объявляет цель экскурсии. Дети должны знать, куда они идут, зачем, что они узнают, что им нужно собрать.
Дети должны знать, что экскурсия - это деятельность, которая проводится не в группе, а на природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому во время экскурсии необходимо соблюдать дисциплину и осторожность. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.
3. Виды экскурсий и методика их проведения.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре типа экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, эстетическая экскурсия.
Экскурсия на природу традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на развитие у детей различных биоценологических связей в мире природы:
- между органами животных и растений и их функциями
- между местами обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
- между состоянием определенных живых объектов и условиями их существования
- между разными живыми существами в одной экосистеме.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям овладеть понятием человеческого труда. Это поездки в поле (вспашка, посев, сбор урожая), на луг (выпас, сенокос), в сад, в огород, на ферму, в теплицу, на выставки цветов, птицы, рыбы, зоопарк и т. д. Экскурсия по этим объектам дает детям возможность показать, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, заботится о них. Основная цель экскурсии - показать, что люди делают и с какой целью, как они используют машины, как они относятся к своей работе, каковы ее результаты.
Экскурсии эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развить культуру своих чувств. Используя различные педагогические приемы, педагог помогает детям получить неизгладимые впечатления от общения с природой.