Психология
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Поделиться
1. Эволюционное развитие психики
2. Уровни развития психики у животных и человека
3. Естественнонаучные основы психологии
Практическое задание
Список использованной литературы
1. Эволюционное развитие психики
В теории отражения выделяются различные виды отражения: физическое, физиологическое и психическое.
Физическое отражение – простейший вид отражения, в процесс которого воспроизводятся лишь начальные формы движения материи физического и химического миров. Физическое отражение представляет форму существования и результат взаимодействия материи в неживой природе (например, сильный дождь на улице является результатом взаимодействия и движения конкретных физических и химических частиц в атмосферных слоях воздуха)[7].
На последней стадии развития физического отражения в неживой природе возникла элементарная чувствительность (тропизм), проявлявшаяся у начинавших развиваться и совершенствоваться простейших живых организмов в виде приспособления к воздействиям внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости (например, если капнуть в среду простейших живых организмов какой-нибудь едкой жидкости, они сразу же будут разбегаться в разные стороны).
Физиологическое (органическое) отражение – более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем, что[4]:
- она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;
- при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения.
2. Уровни развития психики у животных и человека
В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навык, мышление.
Инстинкты - это сложные врождённые акты поведения, обеспечивающие удовлетворение потребностей животного. Инстинктам не обучают, с ними рождаются на свет. Цыплята пищат уже в яйце, еще не вылупившись. Инстинкты многообразны и связаны с такими важными биологическими потребностями, как потребность в продолжении рода, в заботе о потомстве (постройка гнезда, высиживание яиц, кормление птенцов и др.)[8].
Особенности инстинктов[8]:
- В отличие от простых рефлексов (отдергивание лапы при уколе, расширение зрачка) инстинкты есть целостные, сложные и длительные действия: рытье норы, поимка добычи, постройка гнезда и др.
- Инстинкты - врожденная форма поведения: животное выполняет сложные действия без всякого предварительного обучения.
- Инстинктивные действия бессознательны : животное не понимает, что оно делает. Птица будет высиживать не только свои яйца, но и чужие, а также другие предметы, похожие на яйца.
- Инстинктивные действия - это видовая форма поведения, одинаковая для всех представителей данного вида. Однако инстинкты лишены стандарта, однообразия в отдельных операциях, число которых меняется в зависимости от конкретных условий. Гнездо строится из разного материала, и материал берется в разном количестве, в зависимости от возможностей. Это обеспечивает выживание.
3. Естественнонаучные основы психологии
Нервная система (НС) обеспечивает согласованную деятельность внутренних органов и связь организма с внешней средой.
Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из огромного количества нейронов — нервная клетка с отростками.
Нервная система условно подразделяется на центральную и периферическую.Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая нервная система — нервы, отходящие от них[5].
Практическое задание
Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
1. Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А. Даринский, В.Н. Голубев.. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 448 c.
2. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
4. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
5. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: Издательство ЛКИ, 2016. - 202 c.
6. Иванов, А.А. Сравнительная физиология животных: Учебник / А.А. Иванов, О.А. Войнова, Д.А. Ксенофонтов и др. - СПб.: Лань, 2015. - 416 c.
7. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Academia, 2018. - 448 c.
8. Физиология человека и животных / Под ред. Даринского Ю.А., Апчела В.Я.. - М.: Academia, 2012. - 432 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты