Задание 1
1. Основные способы контроля побочных переменных
Любое психологическое исследование связано с выявлением переменных и отношений между ними. Переменная – это любое условие, которое, так или иначе, изменяется в ходе исследования. Побочная переменная — это переменная, которая не входит в экспериментальную гипотезу, но в условиях эксперимента может либо повлиять на изучаемый базисный процесс, либо смешиваться с независимыми или зависимыми переменными, что исказит вид исследуемой зависимости.
Деятельность экспериментатора направлена на то, чтобы избежать влияний на изучаемую зависимость смешивающихся переменных, или побочных переменных, в качестве "третьих переменных". Если это плохо удается, то эксперимент характеризуется плохой внутренней валидностью.
Внутренняя валидность — критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно той зависимости, которая сформулирована в экспериментальной гипотезе.
Планирование эксперимента состоит в том, чтобы минимизировать действие побочных переменных. Исследователь должен контролировать все возможные факторы, способные повлиять на результат эксперимента. Поэтому, любое усовершенствование экспериментальной процедуры с целью повышения его валидности называется контролем.
Способы контроля побочных переменных в зависимости от того, какие побочные переменные надо контролировать разделяют на внешние или внутренние. Контроль внешних побочных переменных достигается за счет создания однообразных условий, в которых проводится исследование. Например, исследование проводится в одно и то же время, в одном и том же помещении, в сходной обстановке. Контроль внутренних побочных переменных обычно более сложно осуществить, из-за того, что все испытуемые в любом исследовании являются разными. Есть целый ряд свойств и характеристик этих испытуемых, которые потенциально могут оказать влияние на зависимую переменную и привести к смешению.
2 Охарактеризуйте основные эффекты, связанные с участием в эксперименте и экспериментальным общением.
Психологический эксперимент – опыт, проводимый в специальных условиях, для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Общение испытуемого и экспериментатора является необходимым условием осуществления их совместной деятельности и регулирования деятельности испытуемого.
Человек включается в эксперимент как целостный объект. Следовательно, организация эксперимента требует учета основных психологических закономерностей, определяющих поведение личности в условиях, соответствующих экспериментальным. К факторам, ограничивающим достижение внутренней валидности относят:
1) факторы, связанные с выборкой испытуемых: изменение состояния испытуемого (голод, усталость) и его индивидных свойств (накопление опыта); отличие групп по составу, что приводит к ошибке в результатах;
2) побочные переменные, влияние которых приводит к следующим эффектам:
– эффект истории или фона – события, которые происходят между начальным и итоговым тестированием, помимо экспериментального воздействия;
– эффект тестирования – уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования;
– инструментальной погрешности – определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого при помощи тестирования;
– взаимодействию факторов отбора, истории экспериментальных групп.
Задание 2
Наблюдения показывают, что при заучивании учебного материала большую роль играет составление плана заучиваемого. Проведенные исследования подтвердили эти наблюдения.
Исходя из указанных наблюдений и опираясь на вводные замечания, попытайтесь составить план эксперимента, с помощью которого можно было бы проверить эффективность данного приема. Укажите, что выступало в роли независимой переменной; что оценивалось в качестве зависимой переменной; как измерялась зависимая переменная; вид получаемой связи.
Ответ
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА:
Цель исследования: исследовать роль составления плана на заучивание учебного материала.
Задачи исследования:
- оценить степень и скорость заучивания материала с планом и без плана в разных возрастных группах,
- оценить роль факторов внешней среды при заучивании.
Гипотеза: план при заучивание учебного материала играет большую роль.
Сравним два метода заучивания: с составлением плана и без составления плана.
Для эксперимента необходимо: по 6 независимых исследуемых из каждой возрастной категории (дети, школьники, взрослые – это могут быть желающие, без отклонений в психо-физическом развитии), ручка, листы бумаги и произведение для заучивания согласно возрасту, секундомер.
1. Одному дать план заучивания, второго просто попросить заучить. Поместить всех испытуемых по очереди:
А) в спокойную светлую комнату.
1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента/ Р. Готгсданкер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 464с.
2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с. – (Учебник для вузов).
3. Зароченцев, К. Д. Экспериментальная психология: учеб. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. – М..: Проспект, 2005. – 208 с.
4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
5. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л. В. Ку¬ликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.
6. Кэмпбелл, Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Дж. Кэм¬пбелл. – М.: Прогресс, 1980. - 390 с.
7. Мельникова Н.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002 - 50 с.
8. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. - СПб.: Питер, 2001. - 336 с.
9. Практикум по методологии психологического исследования: пособие / под ред. Ф. И. Иващенко. - Мн.: "ФУА информ", 2003. - 138 с.
10. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология. Практический курс. СПб. М. 2001.