ВВВЕДЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ ЛИДЕРА ГРУППОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Слово «лидер» заимствовано из английского языка еще в 20-х гг. XX века. Оно произошло от английского leader — «ведущий, руководитель», производное от глагола to lead — «вести, возглавлять». В русском языке слово «лидер» описывает весьма широкий круг явлений, его относят не только к людям, но и к товарам, организациям, занимающим главенствующее положение среди себе подобных.
Под лидером и руководителем понимаются разные люди, оказывающие ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений.
Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.
Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Восприятие лидера группой и является темой данной работы.
Задачей данной контрольной работы является анализ восприятия лидера группой.
ВОСПРИЯТИЕ ЛИДЕРА ГРУППОЙ
Широкое распространение в психологии понятие «лидер» получило после того, как в 30-е годы 20 века американский социальный психолог К. Левин и его последователи опубликовали результаты своих исследований. Ими было введено понятие «стили лидерства», обозначающее совокупность приемов и методов, применяемых лидером для воздействия на членов группы.
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, которые связаны с социальной властью в группе.
Под лидером и руководителем понимаются разные люди, оказывающие ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы управления группой, групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг конкретного индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Лидером становится индивид, в котором представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, являются ценностями данной группы.
Таким образом, на позицию лидера в ходе взаимодействия выдвигается тот член группы, чей набор групповых ценностей наиболее полон. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Важнейшим условием лидерства является восприятие лидера группой. Он может восприниматься по-разному: «один из нас», «подобный большинству из нас», «лучший из нас».
Но есть и другая концепция, согласно которой группа сильнее лидера и он вынужден подчиняться правилам и нормам, выработанным в группе.
Как правило, влияние в группе сосредоточено в руках одного или нескольких лиц, но, ни в коем случае не равномерно между всеми членами группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется и саморегулируется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидера можно определить как лицо, пользующееся авторитетом и оказывающего влияние на деятельность группы. Но есть некоторые следствия, которые часто не учитываются при изучении этого феномена.
Следует учитывать, что проявление лидерства - это взаимодействие между людьми, где не только лидер влияет на последователя, но и наоборот. Также нельзя не брать в расчет тот факт, что лидер, имеющий влияние, и официальный руководитель, чье влияние не столь велико, - это абсолютно разные и непохожие друг на друга индивиды.
Руководителям стоит быть более щепетильными по отношению к лидерам, так как последние могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения и разлагать коллектив. Противостояние лидера и руководителя постепенно перетекает в плоскость борьбы за власть в группе, когда каждый начинает бороться за влияние на сотрудников. В результате даже фонового влияния конфликта у коллектива снижается мотивация и люди перестают эффективно работать.
Чаще всего вред наносят неформальные лидеры, которые по совместительству руководят профсоюзами. Если они не согласны с решением руководителя, то могут склонить на свою сторону весь коллектив. Также деструктивными лидерами могут стать и так называемые ветераны, которые достаточно опытны и хорошо выполняют свои обязанности, однако их по разным причинам не продвигают по службе либо они были понижены по должности. Ситуация может усугубляться, если начальник отдела намного моложе так называемого ветерана, тогда часты ситуации, когда неформальный лидер начинает вставлять палки в колеса, подрывая авторитет начальника и снижая эффективность работы группы в целом.
1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. - К.: МАУП, 2020. - 136с.
2. Мостовенко В.В. Социальная психология: Учебник, К.: Центр научной литературы, 2016. - 624с.
3. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 2019. - 176с.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб, 2019. - 543с.
5. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Теоретико-методологический аспект – Л .: Изд-во ЛГУ, 2019. - 184с.