1. Ограниченно дееспособный гражданин, правомочен без согласия попечителя заключать трудовой договор?
Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными попечителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения, получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими. Следовательно, для гражданина-работника не предусмотрена возможность заключения трудового договора в случае признания его ограниченно дееспособным.
2. Фактически добросовестный руководитель организации-нанимателя никогда не вверит такому работнику значимые материальные ценности, но как на счет недобросовестного руководителя?
Прежде всего, следует отметить, что ограничение в дееспособности не освобождает гражданина от обязанности самостоятельно нести имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
При этом ТК предусматривает ряд условий, при одновременном наличии которых возможно привлечение работника, в том числе руководителя организации, к материальной ответственности, например, противоправность поведения работника, его вина в причинении ущерба. Руководитель несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации.
3. Аргументировать вопрос о целесообразности дополнения трудового законодательства нормами, запрещающими заключение с ограниченно-дееспособными работниками соглашений о полной материальной ответственности, за исключением ряда оснований, таких как, например, отсутствие взаимосвязи между основанием ограничения дееспособности и вверением работнику материальных ценностей; - заключение гражданско-правового договора с ограниченной дееспособным работником в дополнении к трудовому договору допустимо только с согласия попечителя.
В действующем трудовом законодательстве не содержатся отдельные положения, регулирующие вопрос заключения соглашения о полной материальной ответственности с ограниченно дееспособным работником. Однако, на мой взгляд, трудовое законодательство должно быть дополнение нормой, содержащей запрет заключения с ограниченно дееспособными работниками соглашений о материальной ответственности в силу следующих обстоятельств.
Ограничение человека в дееспособности происходит в силу того, что он в силу алкогольную, наркотическую зависимость, зависимость от азартных игр, вследствие чего ставит свою семью в тяжелое материальное положения (что предполагает растрату всех полученных им доходов на алкоголь, наркотики, азартные игры либо реализует имущество). В свою очередь, договор полной материальной ответственности предполагает вверение работнику материальных ценностей, за утрату или повреждение которых он будет нести ответственность.
4. Аргументировать вопрос об уточнении правил ст. 30 ГК нормой, допускающей заключение ограниченно-дееспособным гражданином без согласия попечителя гражданско-правовых договоров, направленных на выполнение работ и услуг, сходных с трудовой функцией соответствующего гражданина по трудовому договору, который не влечет существенных расходов для гражданина.
На мой взгляд, целесообразно включение в ст. 30 ГК нормы, допускающей заключение ограниченно-дееспособным гражданином без согласия попечителя гражданско-правовых договоров, направленных на выполнение работ и услуг, который не влечет существенных расходов для гражданина в силу следующих обстоятельства.
Ст. 30 ГК также предусматривает также возможность совершения без согласия попечителя мелкой бытовой сделки – это сделка, непосредственно направленная на удовлетворение потребностей гражданина. В свою очередь, гражданско-правовой договор также не предусматривает выполнение работ длительного характера, зачастую это разовая работа.
5. Сформулировать предложение по совершенствованию гражданского законодательства используя оценку целесообразности дополнения правила ст. 169 ГК положением о ничтожности гражданско-правовых сделок, направленных на несоблюдение условий трудового договора о трудовой функции, рабочем времени и времени отдыха.
Согласно ст. 19 ТК трудовой договор должен содержать в качестве обязательных сведения и условия, в том числе о трудовой функции; режиме труда и отдыха, а также другие.
То есть данные условия по аналогии с гражданско-правовым договором являются «существенными» обязательными для трудового договора. Исходя из общих положений гражданского законодательства, в случае не включения в договор существенных условий, предусмотренных законодательством, таковой договор признается ничтожным, поскольку противоречит требованиям законодательства.
Как следствие, на мой взгляд, любая гражданско-правовая сделка, направленная на несоблюдение условий, подлежащих включению в трудовой договор в обязательном порядке, также должна быть признана ничтожной.