Становление речи детей на первом году жизни
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Становление речи детей на первом году жизни»
по дисциплине: «Развитие речи»
2021
15.00 BYN
Становление речи детей на первом году жизни
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Развитие речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Дословесный (доречевой этап) коммуникативной деятельности ребёнка
2. Предречевые вокализации ребёнка (гуление, лепет) и их функции на начальной стадии коммуникации. Переход от лепета к словесной речи
3. Особенности речи взрослых, обращённой к ребёнку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Овладение речью – это длительный, многоступенчатый процесс языкового развития, когда в результате обработки и упорядочения речевого опыта у ребенка развивается несколько последовательных временных языковых систем, соответствующих уровню его когнитивного развития и обеспечивающих реализацию его коммуникативных потребностей.
Первый год жизни ребенка считается доречевым периодом. Как известно, для него характерно бурное развитие ребенка: от почти полной беспомощности при рождении до первых шагов, слов и понимания простых фраз всего за год. В развитии речи ребенка большое значение имеет предречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируются первые предметные и игровые действия, появляется ходьба, лепет, способность подражать звукам речи, развиваются первые способы дословного общения ребенка с окружающими.
Этот период, хотя и подготовительный, очень важен в развитии детской речи. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием формирования (появления) полноценной психики у ребенка и ее дальнейшего правильного развития.
1. Дословесный (доречевой этап) коммуникативной деятельности ребёнка
Овладению ребенком самостоятельной речью предшествует так называемый превербальный (доречевой) этап, который характеризуется формированием эмоционально-личностного общения со взрослым, развитием понимания его речи и подготовкой к оформлению собственной речи. На этом этапе происходит развитие речевого и фонематического слуха ребенка и его артикуляционного аппарата, что проявляется в произнесении различных видов вокализаций (к которым относятся крик, плач, гудение, лепет). Человек рождается с предпосылками для овладения речью: у него есть слух, ряд инстинктов и безусловных рефлексов. В течение первого года жизни ребенок превращает рефлекторно-двигательные реакции, полученные при рождении (крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т. д.), в знаковые (протосигнальные) средства коммуникации.
Обычно подготовительный этап делится на три периода:
Первый период – этап эмоционального общения между ребенком и взрослым – охватывает время от 1 до 5-6 месяцев жизни [5, с. 23].
На втором-третьем месяцах жизни появляется так называемый комплекс возрождения. Ребенок реагирует на приближение взрослого радостным волнением – на лице появляется улыбка, глаза загораются радостью, повышается телесная моторика, происходят первичные вокализации. Стадия крика, которая длится около первых двух месяцев жизни, сменяется гулом и улюлюканьем. Крик как проявление дискомфорта трансформируется в плач.
2. Предречевые вокализации ребёнка (гуление, лепет) и их функции на начальной стадии коммуникации. Переход от лепета к словесной речи
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием формирования (появления) полноценной психики у ребенка и ее дальнейшего правильного развития [7, с. 43].
Первая – это стадия крика. В крике преобладают гласные звуки и их сочетания: а, о, у, я, уа. Примерно на третьей неделе новорожденный должен начать произносить гласные звуки в ответ на разговор и улыбку матери или родственников. Эти звуки не так отчетливы, как у взрослых, имеют носовой оттенок и только выглядят как гласные, отсюда и название «гласноподобные». Произнесение гласных звуков совпадает с определенным уровнем развития зрительного, слухового анализаторов, голосового аппарата и органов речи. К этому времени новорожденный уже должен уметь фокусироваться на лицах родственников, особенно на лице матери, игрушках, которые демонстрируют взрослые, слушать звуки человеческого голоса, различать голос матери среди других голосов, а губы и язык, развитые во время сосания, могут воспринимать артикуляцию гласных звуков. Ребенок в возрасте одного месяца должен уметь произносить гласные звуки. Продолжительность гласных звуков составляет примерно три-четыре недели.
Следующая стадия в развитии речи - это стадия гуления. Гуление должно появиться через полтора месяца. Эта стадия характеризуется произнесением отдельных звуков к, г, х и их сочетаний с гласными звуками: агу, ку, кху, гу и т. д. Звуки гуления могут возникать у малыша самостоятельно, например, при взгляде на игрушки, т. е. спонтанно. Но чаще всего, и это очень важно, звуки гуления возникают по улыбке и разговоре взрослых с ребенком, т. е. эхолалично.
3. Особенности речи взрослых, обращённой к ребёнку
Слух играет ведущую роль в овладении речью. Услышав речь окружающих, малыш сначала начинает прислушиваться к голосам и искать источник звука, а затем поворачивает голову к говорящему, фокусируя свое внимание на его лице, губах, таким образом пытаясь установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у малыша проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги и их сочетания. Через 2-3 месяца появляется жужжание, через 3-4 месяца – лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается произносить отдельные звуки, их различные сочетания, слоги, а к концу года – слова [1, с. 42].
Роль родителей в успешном овладении языком ребенка довольно велика. Если речевая среда и языковая среда не в полной мере отвечают потребностям необходимой речевой практики ребенка, он не в состоянии выучить язык в достаточном объеме.
В речи, обращенной к ребенку, есть некоторые особенности синтаксиса. В частности, фразы, используемые родителями, довольно короткие и имеют простую структуру. Взрослый, обращаясь к ребенку, чаще использует простые слова разговорного стиля речи (Собака хочет пить воду.), чем лексику книги и еще более научный стиль.
Иногда в речи взрослых можно услышать фразы с временным расхождением в грамматических формах, например: «Сейчас мама даст Вовочке помидор, (вместо того, чтобы дает).
Слова, с которыми взрослые обращаются к детям, часто содержат уменьшительные суффиксы (гриб, стульчик для кормления, пишущая машинка, кошка, птица и т. д.). Они содержат ярко выраженный эмоциональный смысл и рассматриваются лингвистами как субъективно-оценочные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, первый год жизни ребенка называется доречевым этапом и является основой для дальнейшего развития речи. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируются первые предметные и игровые действия, появляется ходьба, лепет, способность подражать звукам речи, развиваются первые способы дословного общения ребенка с окружающими.
К концу первого года жизни ребенок не только различает часто употребляемые слова, но и учится произносить первые слова, большинство из которых состоят из парных одинаковых слогов: баба, папа, мама, лала и т. д. Это конец предречевого периода, а затем наступает период совершенствования и дальнейшего развития всех аспектов речи.
1. Александрова, Л. Ю., Ваторопина, С. В. Мать как субъект речевого развития ребенка раннего возраста / Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторопина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 13. – С. 41– 45.
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М. : ACT : Астрель, 2005. – 351 с.
4. Иванова, А. И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка / А. И. Иванова // Логопед. – 2004. – № 4. – С. 42 – 45.
5. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. – Саратов, 1986. –112 с.
6. Ильина, М. Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет / М. Н. Ильина. – СПб. : Корона принт, 2004. – 160 с.
7. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, А. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты