ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ) ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ (МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ) ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Когнитивные процессы – это процессы, с помощью которых люди узнают об окружающем мире, о себе и других. Они включают в себя ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь и сознание, которые являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности.
На каждом возрастном этапе ребенок осваивает познавательные действия определенного типа. Итак, психическое развитие выступает как естественный процесс, имеющий свою логику, определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, которое он занимает в системе общественных отношений, и изменением роли ребенка. виды деятельности, в рамках которых формируются познавательные действия.
В настоящее время организация обучения и воспитания детей с ОПФР требует активного учета индивидуальных особенностей детей. Другими словами, детский сад крайне заинтересован в изучении особенностей психического развития каждого конкретного ребенка.
Цель исследования: определить особенности методик диагностики познавательного развития у детей с особенностями психофизического развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и задачи психолого-педагогического обследования детей с ОПФР
2. Выявить методы, применяемые в ходе психолого-педагогического обследования детей с ОПФР
3. Выделить методики исследования познавательных процессов детей с ОПФР
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психолого-педагогическая диагностика связана с управлением процессом обучения. Функция учителя или воспитателя заключается в своевременном получении актуальной информации о ходе образовательного и воспитательного процесса для принятия оптимальных коррекционных решений.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать изучение всех сторон психики (познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностного развития). Психодиагностическое обследование организуется в соответствии с возрастом и предполагаемым уровнем психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов [1].
Цель – изучение познавательные процессов для компенсации имеющихся нарушений.
Задачи педагога-психолога в процессе психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение за детьми в учреждении образования с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;
- выделение группы детей, имеющих проблемы в обучении, а также выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;
- индивидуальное обследование выделенной группы детей.
- мониторинг развития каждого ребенка с особенностями психофизического развития.
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психолого-педагогический эксперимент в диагностике нарушений развития – это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, максимально усиливающих проявление имеющихся нарушений. В психолого-педагогическом обследовании детей используются два вида экспериментального исследования: констатирующий эксперимент и обучающий эксперимент.
Метод изучения психических характеристик индивидов путем регистрации их поведения [3].
Предметом наблюдения являются вербальные и невербальные акты поведения, происходящие в определенной ситуации или среде. Именно они, соответствующим образом выявленные и зафиксированные, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выражения состояния и многого другого.
Таким образом, изучая детей, исследователь может наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, длительность, частота, направление, интенсивность...);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица и тела)
3) положение тела в пространстве (движение, неподвижность, расстояние, скорость, направление движения...)
4) физические контакты (прикосновения, толчки, удары, передачи, совместные усилия...) [4].
При диагностике умственного развития детей интервью призвано предоставить психологу информацию об умственном развитии ребенка в ходе беседы с родителями, учителями или самим ребенком.
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ) ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ (МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ) ВОЗРАСТЕ
1. Методика «Классификация предметов».
Методика является одной из основных в психологическом обследовании (Вейгль, 1927; Л.С. Выготский, 1934; Гольтштейн иШирер, 1941; Б.В. Зейгарник, 1970 и др.).
Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций.
Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.). Инструкция: разложите эти карточки на столе – что к чему подходит (название групп и их количество не указывается)
Ход выполнения задания:
I этап – «глухой»: предлагается раскладывать карточки и группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы.
Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы («Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять: посуду с посудой, одежду с одеждой» и т.д.). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения. На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа. Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что основными целями и задачами психологического обследования познавательной сферы детей с ОПФР являются такие как определение уровня развития познавательных процессов детей с ОПФР, а также мониторинг, наблюдение, индивидуальное обследование и т.д.
Основными методами диагностики являются такие как наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности и беседа.
Основными методиками являются такие как оценка зрительной памяти, мышления, меловые доски Сегина и т.д.
1. Баль, Н. Н. Психолого – педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика: учеб. -метод. пособие /Н.Н. Баль, Н.В. Чемоданова. – Минск: Зорны верасок, 2013. – 55 с.
2. Детская психодиагностика: Практические занятия. Методические указания / Сост. Ю. В. Филиппова. – Ярославль : Институт «Открытое Общество», 2003. – 39 с.
3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
4. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития : учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
5. Шмелев, А. Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студ. педвузов. – М., Ростов на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с.