Культура как регулятор социальных отношений
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Контрольная
на тему: «Культура как регулятор социальных отношений»
по дисциплине: «Социология»
2021
15.00 BYN
Культура как регулятор социальных отношений
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Социология
Вариант: 40
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
Введение
1. Классификация видов и форм проявления культуры…
2. Культура как система социальных норм
3. Культура и система социального контроля
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЯ
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура представляет собой совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью.
Таким образом, существуют три сферы проявления культуры: ·отношение человека к окружающей природе (труд); ·отношение человека к другому человеку (мораль, право, политика и др.); ·отношение человека к самому себе (формы самосознания). В узком смысле слова под культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений.
Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология [5, c. 306].
Культура делится на две части:
Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.
Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).
2. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Выделяют правовые и нравственные системы норм.
Правовая система норм охраняется государством, обеспечивает регулирование деятельности людей. Правовые нормы направлены на соблюдение Конституции и законов. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает юридические санкции.
Нравственные нормы выражаются в моральных требованиях, обычаях, которым человек должен следовать в человеческом общении и своей жизнедеятельности. Они активно влияют на духовно–нравственную атмосферу в обществе, на взаимоотношения и поведение людей [6, c 44].
Культура выполняет ряд важных общественных функций:
• Познавательная функция. Приобщение людей к знаниям и способам профессионально–трудовой, общественно–политической, культурно–эстетической деятельности;
• Социализирующая функция. Обусловлена процессом становления личности, усвоения индивидами ценностей, норм, способов поведения, присущих данному обществу;
• Нормативно–регулятивная функция. Она вызвана общественной потребностью в социально–культурной ориентации человека, в регуляции его деятельности, регламентации общественных отношений на основе правовых и нравственных норм, эстетических образцов и художественных ценностей, обычаев и традиций;
• Коммуникативная функция. Отвечает потребностям людей в общении, во взаимном обмене информацией, социокультурными ценностями, опытом жизнедеятельности.
3. КУЛЬТУРА И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Деловые и научные издания пестрят теориями о корпоративной культуре, но сама эта концепция часто кажется абстрактной, и руководителям трудно ее понять, особенно сторонникам бесстрастного, рационального подхода к менеджменту. Переходя к этой важной теме, давайте думать не о культуре, а о том, что гораздо лучше знакомо большинству руководителей, — о контроле. Менеджмент — это по большей части контроль; задача любого менеджера — побудить людей сделать то, что нужно для достижения тех или иных результатов, и при этом, если удастся, помочь им полностью раскрыть свой потенциал, обеспечить мотивацию и добиться активного участия в реализации стратегии компании.
По сути, контроль имеет место, когда мы знаем, что какой-то значимый для нас человек пристально следит за тем, что мы делаем, и говорит нам, как это нужно делать. Формальные системы контроля, будь то системы финансового планирования, бюджет, контроль складских запасов или программы безопасности, эффективны в том случае, когда те, над кем осуществляется контроль, понимают, что другие, значимые для них люди, например руководитель или менеджер по персоналу, знают, что они делают, и могут их поощрять или наказывать [4, c. 105].
Такие формальные процессы контроля регулируют поведение, а организационную или корпоративную культуру можно назвать системой социального контроля. Если другие люди для нас важны, то мы хотим им понравиться, и если мы достигли согласия о том, что важно, эти люди начинают нас контролировать. То есть если вы представляете для меня некую важность и мы с вами согласились в том, что важно и как нужно действовать, то, работая вместе, мы будем эффективно контролировать друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры.
К этой отрасли относятся: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематография, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфия и книготорговля.
Затраты на социально-культурные учреждения часто рассматриваются в качестве резерва сокращения издержек производства, что может привести к уменьшению объемов социальных услуг и росту социальной напряженности. Чтобы противодействовать этому процессу необходима и в дальнейшем бюджетная поддержка таких объектов как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.
Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.
1. Бабосов, Е. М. Общая социология: [учебное пособие для вузов] / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 639 с.
2. Бабосов, Е. М. Человек в социальных системах / Е. М. Бабосов ; Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – Минск : Беларуская навука, 2013. – 480 с.
3. Гараджа, В. И. Социология религии: [учебное пособие для вузов] / В. И. Гараджа. Институт «Открытое общество». – Минск: Аспект Пресс, 2016. – 238 с.
4. Дорин, А. В. Экономическая социология: [учебное пособие] / А. В. Дорин. – Минск: Экоперспектива, 2007. – 254 с.
5. Елсуков, А. Н. История социологии: [учебное пособие для учреждений высшего образования по специальности «Социология»] / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов. – Минск: Книжный Дом, 2012. – 575 с.
6. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы: учеб. пособие/ Качановский В.В. - Мн.: «Экоперспектива», 2013. - 189 с.
7. Кравченко, А. И. Социология : [учебное пособие для вузов] / А. И. Кравченко. –Минск: Деловая книга, 2008. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты