ВВЕДЕНИЕ
Задание 1. Тезисно выделите ключевые положения, положенные Л. С. Выготским в работу «Мышление и речь»
Задание 2. Опишите процесс речепорождения, который выделяет Л. С. Выготский. Охарактеризуйте каждый этап (фазу)
Задание 3. Прочитайте цитату из работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». Докажите, что данное высказывание можно отнести к психолингвистике третьего поколения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из центральных вопросов психолингвистики является проблема рассмотрения внутренних механизмов, которые реализуются при осуществлении речевой деятельности.
Выготский Лев Семенович – советский психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.
Л. С. Выготский относил себя к представителям материалистического направления в психологии. Он много занимался изучением феномена речевой деятельности человека, и его психологический подход к речи был не просто своеобразным итогом и обобщением всех предшествующих исследований в этом направлении, но и первой попыткой построить целостную психолингвистическую теорию.
Одной из основных проблем, на материале которых была разработана культурно-историческая теория, является проблема соотношения мышления и речи. Фундаментальный труд Л. С. Выготского «Мышление н речь» написан в 1934 году и до сих пор актуален как для узких специалистов, так и для широких масс читателей.
Задание 1. Тезисно выделите ключевые положения, положенные Л. С. Выготским в работу «Мышление и речь»
I. Проблема и метод исследования
Проблема отношения мышления к речи сводится к вопросу об отношении мысли к слову. Существует два полюса решения этой проблемы: 2 полюса решения - отождествление и полное разъединение полное слияние мышления и речи мышления и речи
Вообще в психологии используются две основные формы анализа:
1. Разложение сложных психологических целых на элементы (в результате получаются элементы, чужеродные данному целому).
2. Расчленение целого на единицы (единица – продукт анализа, обладающий свойствами целого) Посредством второй формы анализа можно выделить единицу речевого мышления – значение слова
Слово относится к классу предметов и представляет собой обобщение – словесный акт мысли.
Значение слова можно рассматривать как явление речевое, так и явление мыслительное.
Метод исследования проблемы отношения мышления и речи – метод семантического анализа.
Первоначальная функция речи – коммуникативная (т. к. общение, не опосредованное знаковой системой – ограниченное и примитивное)
В процессе общения становится возможным обобщение.
Значение слова можно рассматривать и как единство мышления и речи и как коммуникации и мышления и как единство обобщения и общения:
II. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
Те закономерности, которые Пиаже установил, те факты, которые он нашел, имеют не всеобщее, но ограниченное значение. Они действительны hinc et nunc, здесь и теперь, в данной и определенной социальной среде.
Задание 2. Опишите процесс речепорождения, который выделяет Л.С. Выготский. Охарактеризуйте каждый этап (фазу)
Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л. С. Выготский. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, о соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи. Согласно теории Л. С. Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов и, наконец, в слова 1.
Л. С. Выготский выделяет пять планов движения от мысли к слову:
1. Внешний план речи (фазическая сторона): слово –> сцепление слов 2. Внутренний план речи (семантическая сторона): предложение –> слово как смысловая единица
Эти два плана относятся к самой речи и образуют сложное единство, но их развитие идет в противоположных направлениях (смысловая сторона – от целого к части, внешняя – от части к целому). В первую очередь не совпадает грамматическое (внешнее) и психологическое (внутреннее) подлежащее и сказуемое.
3. Синтаксис внутренней речи:
– Основная синтаксическая форма внутренней речи – предикативность (сокращение фразы);
– Редуцирование: роль речевых раздражений сводится к минимуму, когда мысли говорящих однонаправлены.
– Особенности строя внутренней речи:
– Преобладание смысла слова над его значением
Между смыслом и словом более независимые отношения, чем между значением и словом [3, с. 296].
Задание 3. Прочитайте цитату из работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». Докажите, что данное высказывание можно отнести к психолингвистике третьего поколения
«…Центральная идея может быть выражена в формуле: отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно к мысли… Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов… Поэтому первейшей задачей анализа, желающего изучить отношение мысли к слову как движение от мысли к слову, является изучение тех фаз, из которых складывается это движение, различение ряда планов, через которые проходит мысль, воплощающаяся в слове… (Выготский Л.С. «Мышление и речь», с. 305).
Психолингвисты третьего поколения критически относятся к концепции Н. Хомского о роли врожденных универсальных языковых структур в формировании языковой способности человека. Так, Д. Дюбуа отмечает: «Язык не должен рассматриваться только как формальный объект, одинаковый для всех человеческих существ, но как объект социальный и исторически детерминированный» 3.
В 70 е годы прошедшего столетия Р. Ромметвейт выступил с решительной критикой психолингвистов второго поколения за то, что они берут высказывания как бы в вакууме, и неоднократно подчеркивал, что психолингвистика должна прежде всего изучать «…высказывания, включенные в коммуникативные окружения».
По мнению А. А. Леонтьева, психолингвисты третьего поколения преодолели так называемый изоляционизм школы Н. Хомского они исследуют психолингвистические процессы в широком контексте деятельности мышления, общения, памяти. Поэтому именно их работы составили в основном теоретическую базу для развития когнитивной психологии [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, главное, что делает Л. С. Выготского основателем современной психолингвистики – это его трактовка внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности. Отношение мысли к слову есть, прежде всего, не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно – от слова к мысли. Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов. Поэтому первейшей задачей анализа, желающего изучить отношение мысли к слову как движение от мысли к слову, является изучение тех фаз, из которых складывается это движение, различение ряда планов, через которые проходит мысль, воплощающаяся в слове.
1. Верани, А. Роль внутренней речи в высших психических процессах / А. Верани // Культурно-историческая психология. – 2010. – Том 6. – № 1. – С. 7 – 17.
2. Вержбицкая, Т. Н., Алексина, Л. И. Психолингвистика / Т. Н. Вержбицкая, Л. И. Алексина : Учебное пособие. – Минск : БГПУ, 2009. – 188 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
4. Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 361 с.
5. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности : избр. психол. труды / И. А. Зимняя. – М. : Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж : МОДЕК, 2001. – 432 с.