Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Список использованных источников
1. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.
Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины XIX-XXвв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки. Представители неклассической философии в очередной раз продемонстрировали одну из имманентно присущих философии функций – критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классического наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, «тупиков» нравственной эволюции человечества, совпавшего с кризисом классической философии: «Назад в Канту» (неокантианство, возникшее в 60-е гг. XIX в.); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм (70-е гг. XIX в.).
При всем ее разнообразии для классической философии была характерна общая идейная стилистика, целостность, смысловое единство и особый тип философствования. Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительный стиль изложения, объяснение закономерностей объективной и субъективной реальности [1, с. 16].
Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Рациональное познание, безграничная вера в науку, прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах разума провозглашались классической философией, решающей силой.
2. Анализ и исследование языка, понимания и культуры.
Современная эпоха отличается усложнением и ускорением процессов изменения в русской и мировой культуре, что очень явственно выражается в значительных, качественных изменениях в языке, понимании и культуре. Анализ столь серьезных и сложных явлений и процессов, обобщение множества явлений в единую картину и поиск общих закономерностей - лингвистических и общекультурных, по которым развивается и складывается новая языковая реальность мира, стали актуальнейшей задачей в современной науке [2, с. 12].
Во-первых, язык занимает совершенно особое место в сфере человеческой культуры: для осмысления его соотношения с другими формами культуры, раскрытия собственной специфики, определения места и значения в человеческом бытии вообще необходимо выходить на философский уровень анализа - только лингвистический, даже шире - научный анализ здесь будет явно недостаточен.
Во-вторых, ряд задач лингвистики, ее комплексные проблемы требуют философского категориального аппарата, который используется в качестве метаязыка, позволяющего задавать предельные понятия в научной парадигме.
Философия языка, понимания и культуры, рассматриваемая в широком плане, представлена несколькими национальными вариантами, национальными школами, характеризующимися - каждая - своими излюбленными темами.
Англосаксонская школа (особенно ее наиболее оформленное ядро — Пенсильванская школа в США) центрируется главным образом вокруг проблем логико-лингвистической формализации языка и речевой деятельности — междисциплинарных исследований с привлечением математической теории моделей, логической теории доказательства, различных концепций истинности, анализа связей между языком и метаязыком, концепции «возможных миров», исследований денотации и референции, и т. д.
3. Философия постмодерна.
Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность» (или «постсовременность»). Однако нужно иметь в виду, что само понятие «современность» («модерн») является при этом не совсем определенным. Одни обозначают им духовную ситуацию Нового времени, утвердившего безграничную веру в силу человеческого разума и написавшего на своем духовном знамени знаменитое декартовское «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Другие этап «современности» связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которой явились наука, разум и социальный прогресс [5, с. 197].
Среди основных положений данной философии отметим следующие:
- Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявлениях проницаемо для мысли и укладывается в систему, обозначаемую логическими категориями и понятиями.
- Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания. Стремление к организации научного знания и общественной жизни из одного центра.
- Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррациональности (мифологии, религии, предрассудков).
- Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни.
- Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества.
1. Рябоконь, Н.В Философия и методология науки : лекции / Н.В. Рябоконь. – Минск : Минский университет управления, 2015. – 288 с.
2. Титова, М.В. Пространственные отношения: аспекты научного исследования / М.В. Титова // Вестник ЧитГУ. – 2010. - №3 (60). – С. 12.
3. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. – Минск : Выш. шк., 2008. – 479 с.
4. Философия : учебное пособие / Я.С. Яскевич [др.]; под общ. ред.Я.С. Яскевич. – Минск : Выш. шк., 2020. – 474 с.
5. Штанько, В. И. Философия и методология науки : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов / В. И. Штанько. – Харьков : ХНУРЭ, 2002. – 292 с.