Основы логопедии
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Основы логопедии»
по дисциплине: «Основы логопедии»
2021
15.00 BYN
Основы логопедии
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы логопедии
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
Введение
1. Специфика работы воспитателя дошкольного образования в специальной группе для детей с нарушением речи
2. Игры и упражнения в речевой работе с детьми
3. Заключение
4. Использованная литература
5. Практическое занятие
Введение
Актуальность исследования. Закон РФ «Об образовании» определяет требования к 4-5 годам дошкольника к обучению в школе. Ребёнок на этапе завершения дошкольного образования характеризуется такими качествами личности, как любознательность (исследовательский интерес), компетентность, творческие способности (креативность), инициативность (самостоятельность, свобода, независимость), ответственность, произвольность. Воспитание этих качеств является целью развития детей в дошкольном возрасте. Эти возрастные характеристики определяют основные и возможные достижения в развитии ребёнка к моменту перехода от дошкольного детства к школьному [28].
Одной из самых актуальных проблем конца XX - начала XXI вв. стало неуклонное увеличение числа детей с нарушениями в развитии. В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение количества детей, имеющих несформированность предпосылок к обучению грамоте: письму и чтению. Основную часть этих детей составляют дошкольники с нарушениями речи .При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Самым распространённым дефектом произношения считается дислалия. При дислалии некоторые звуки или совсем не произносятся, или искажаются, или заменяются другими. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения.
В настоящее время, по данным министерства РФ, дети с речевыми нарушениями составляют 50% от количества детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
1. Специфика работы воспитателя дошкольного образования в специальной группе для детей с нарушением речи.
В процессе образования и воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях специального детского сада осуществляются те задачи, которые определены в области физического, умственного, эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста. Основными задачами коррекционного обучения являются:
a) практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
b) формирование правильного произношения (артикуляция, звукопроизношение, слоговая структура, фонематическое восприятие);
c) подготовка к обучению грамоте;
d) развитие навыков связной речи. [1, 76 стр]
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные советскими дефектологами и логопедами (Л.С. Выготский, Р.Е.Левина, В.И. Лубовский и др.) [32, 65 стр]
1. Принцип развития – позволяет выявить ведущий дефект и обусловленные им недостатки психического развития.
2. Принцип системного подхода – реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико- грамматических компонентов языка.
3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития – лежит в основе воздействия на те психические особенности детей с ТНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в ДОО, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
2. Игры и упражнения в речевой работе с детьми
Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика — важный показатель физического и нервно –психического развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно –образному. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. [22, 127 стр]
Особенно это важно в настоящее время, поскольку мелкая моторика у большинства детей дошкольного возраста недостаточно развита.
На этапе коррекции нарушений звукопроизношения и речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, движений пальцев рук, таких как:
• массаж самомассаж рук ребенка;
• выкладывание ритмических рисунков по образцу и на слух;
• показ слов, стихов, сказок, загадок руками;
• конструирование из кубиков мостов, домов, башен сначала по образцу, затем по памяти и произвольно;
• собирание пазлов и разрезных картинок;
• выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и др. изображений из счетных палочек, спичек, камушков.
• обведение контуров предметных изображений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями актуализирует проблему охвата их адекватной коррекционно-логопедической помощью. Современные подходы к организации коррекционно-логопедической помощи дошкольникам требуют совершенствования. Опыт взаимодействия образовательных учреждений и семьи в области общей и специальной педагогики позволяет утверждать, что активное включение родителей в коррекционный процесс дает возможность обеспечить повышение эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Необходимым условием эффективности педагогического взаимодействия является готовность родителей к участию в совместной с логопедом коррекционной работе.
На результативность логопедического воздействия влияет раннее выявление отклонений в речевом развитии и раннее начало комплексной коррекционной работы с дошкольниками, перенос акцента с коррекции речевых дефектов на профилактику, что способствует предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка, а также уменьшению количества детей, которым в старшем дошкольном возрасте будет необходима коррекция.
Подводя итоги проведенного исследования, можно убедиться в том, что организация логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа предполагает системность, целенаправленность и поэтапность.
Основными этапами являются:
• логопсиходиагностика;
• планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии в отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода.
Практическое занятие
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
3. Правильно выбирайте время для занятий:
- шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном;
- ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;
- недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;
- начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после обеда или прогулки.
4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
6. Артикуляционную гимнастику выполняйте перед зеркалом.
7. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
8. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
9. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.
10. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002.
2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.
3. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2001, С. 29-37.
4. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2006 – С.3.
5. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. Российская Академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1995.
6. Большебратская Э.Э., Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида. - Петропавловск, 2010 – 40 с.
7. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. Пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис-пресс, 2005.
8. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2008. С. 192
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1995.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.
12. Инструктивное письмо «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). – М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.
14. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М.: Академия, 2006.
15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: “Просвещение”, 1985 – 207 с.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровень, 3 период. Пособие для логопедов. М.: Гном и Д., 2002 – 104 с.
17. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. // «Логопедия сегодня». 2007, № 3.
18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006.
19. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С-Пб.: Изд. Дом «Литера», 2003.
20. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
21. Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.
22. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
23. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. – М.: АСТ: Апрель, Профиздат, 2005.
24. Овчинникова Т.В. Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей // Логопед. № 3, 2008. С. 100-103
25. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 стр.
26. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д., 2008. С. 38
27. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.
28. Семенова, Т.Г. Взаимодействие с семьей как условие повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста / Т.Г. Семенова // Известия Южного федерального университета. - 2008. - № 6. - С. 65-72.
29. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении – М., 2003
30. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед - 2005 – С.2
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада. Под ред. Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение, 1981.-159 с.
32. Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. № 2.
33. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.
34. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005.
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
36. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М., 2002.
37. Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: 2007. С. 78
38. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.
39. Яшина В.А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2003.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты