Исследование агрессивного поведения в современной социальной психологии
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Исследование агрессивного поведения в современной социальной психологии»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Исследование агрессивного поведения в современной социальной психологии
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие и структура агрессивного поведения
1.2. Теоретические подходы к исследованию агрессивного поведения в современной социальной психологии
ГЛАВА 2. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10-15 ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия и агрессивность давно стали успешно исследуемым феноменом в психологической науке. В современной психологической науке был сформирован дифференцированный подход к понятиям «агрессия» и «агрессивность». На уровне повседневного бытового понимания «агрессия», «агрессивное поведение», «враждебность», «насилие», «агрессивность», довольно сложно разделить по своим смысловым значениям, поскольку данные понятия обладают практически одинаковой смысловой нагрузкой действия, намерения или состояния, которое направлено против другого человека для того, чтобы причинить вред. В современной психологической литературе понятие «агрессия», которое происходит от латинского aggressio – нападение, будет определяться в качестве формы поведения, направленной на причинение физического или психологического вреда людям либо на уничтожение неодушевленных предметов. Существенное свойство агрессии - это ее мотивация, что будет позволять рассматривать агрессивное поведение, в том числе с точки зрения теории деятельности [13, с. 261].
Возможно расценивание агрессивного поведения как проявления мотивированного деструктивного поведения. Данное поведение не будет соответствовать правилами и устоями в ходе межличностных отношений людей и нанесет ущерб объектам, подвергшимся нападению с физическим и моральным вредом [4].
Психологи изучают, во-первых, агрессивное поведение индивида, а во-вторых, агрессивность в качестве свойства психики, которое действует по отношению к поведению как явление психики, которое будет определять степень проявления агрессии в поведении. Агрессивность в современной психологической науке понимают как особенность личности, которая проявляется во внутренней способности индивида к агрессивным действиям [13, с.262].
В социальной психологии психологические методы исследования и применяемые методики представляют собой лишь один из множества источников получения необходимой информации о сущности агрессивного поведения. Эту информацию можно использовать психологом для формулирования заключения. Идеальная цель, к которой должен стремиться психолог, проводящий диагностику, достичь совпадения полученных тестовых данных с иными объективными, а также субъективными данными (на основе анализа личных наблюдений).
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие и структура агрессивного поведения
Агрессияпредставляет собой поведенческий акт с целью причинения вреда определенному объекту или конкретному человеку.
Агрессивное поведение – представляет собой действия, совершающиеся с целью нанесения морального либо физического вреда окружающим 11, с.19.
Агрессивность – это черта личности, которая связана с предрасположенностью человека к совершению агрессивных действий [5, с. 24].
Агрессия, а также реализация агрессивного поведения представляют собой ряд действий, вызванных агрессивностью, которые направлены на нанесение физического либо морального вреда людям или определенным окружающим объектам, что связано с проявлением насилия в их отношении.
На сегодняшний день нельзя дать точное определение того, что такое агрессивность – врожденное или приобретенное свойство личности. Заключения исследований подтверждают двойственность явления. Можно сказать, что иные типы агрессивного поведения будут усваиваться индивидом, прежде всего благодаря моделям подражания. Данные модели способны работать в формате весомых раздражителей к проявлению открытой агрессии. Тем не менее, отвергнуть мысль о врожденности, генотипической предрасположенности отдельного индивида к агрессивному поведению нельзя [5, с.25].
Агрессивное поведение будет осуществлять некоторые значимые функции в ходе социализации личности. Это поведение будет избавлять от страха, оказывать помощь в защите личных интересов, сохранять от внешней угрозы, помогать в благополучной адаптации. По этой причине на данном этапе будут рассматривать следующие виды агрессии: доброкачественноадаптивную и деструктивно-дезадаптивную. Необходимо заметить, что для развития личности более опасным будет являться не собственно агрессивное поведение, а тот итог и реакция окружающих на проявление агрессии. В том случае, когда агрессивное поведение и насилие будет давать внимание, власть, признание, материальные выгоды и другие привилегии, у человека может сложиться поведение, которое будет основано на культе силы. Данное поведение сможет составить основу социальной жизнедеятельности. Намерения окружающих сдержать агрессию силой часто будет иметь обратный эффект, противоположный ожидаемому [3].
ГЛАВА 2 ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10-15 ЛЕТ
Современные зарубежные исследователи, изучающие разные аспекты агрессии, определяют агрессивное поведение как сложное социальное явление, детерминированное многочисленными факторами [16; 17], действующими на основе нейробиологических и социально-культурных механизмов. Агрессивное поведение как вид социального поведения может проявляться в деструктивной форме [18].
В настоящее время многие исследователи ставят знак равенства между деструктивным поведением и агрессивным поведением. В соответствии с данной точкой зрения, чрезмерное расширение понятия агрессивности не дает возможность определить качества личности, обеспечивающие агрессию в узком понимании этого слова. В связи с этим мы предполагаем, что более рационально под деструктивным поведением понимать любое поведение, в результате которого осуществляется причинение вреда другим людям. При этом оно может не иметь соответствующего мотива оскорбления другого человека и соответствующей эмоциональной направленности. В соответствии с такой позицией агрессивное поведение является составной частью деструктивного поведения в целом.
Однако можно наблюдать и конструктивный аспект изучения агрессивного поведения – адаптацию к условиям. Перспективным является подход к позитивной агрессивности в рамках исследований личностного потенциала. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, в конечном счете, преодоление личностью самой себя. Агрессивное поведение также может являться условием более высокого социального положения человека в иерархии референтной группы [19]. Под этим углом зрения позитивное агрессивное поведение можно понимать как разновидность личностного потенциала в аспекте его реализации и противостояния неблагоприятным событиям.
Таким образом, диапазон агрессивного поведения находится в границах от деструктивно-враждебного до адаптивно-конструктивного. Негативные и позитивные аспекты агрессивного поведения чаще всего разрабатывают в терминах деструктивного и конструктивного агрессивного поведения. Деструктивное агрессивное поведение направлено на причинение вреда другому человеку. Конструктивное агрессивное поведение направлено на преодоление препятствий без намерения причинить боль или вред другому человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Агрессивное поведение – представляет собой действия, совершающиеся с целью нанесения морального либо физического вреда окружающим. Сравнивая отдельные теории агрессивного поведения в современной социальной психологии, необходимо отметить, что существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков этого поведения. Позиции авторов сходны в том, что поведение человека детерминировано не только ситуацией взаимодействия, а также определяется его индивидуальными особенностями. Следовательно, агрессивное поведение является следствием повышенной агрессивности личности. Однако не любое агрессивное поведение показывает наличие агрессивности как черты, соответственно не каждая агрессивная личность может проявлять агрессивное поведение.
2. В современных исследованиях проблема агрессивного поведения личности все чаще затрагивается в контексте изучения психологии современного общества. В условиях социального неравенства, политики «индивидуализма» происходит постоянное нарастание напряжения и конфликтности между людьми. Однако ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и про явления агрессивных импульсов.
3. Диапазон агрессивного поведения находится в границах от деструктивно-враждебного до адаптивно-конструктивного. Негативные и позитивные аспекты агрессивного поведения чаще всего разрабатывают в терминах деструктивного и конструктивного агрессивного поведения. Деструктивное агрессивное поведение направлено на причинение вреда другому человеку. Конструктивное агрессивное поведение направлено на преодоление препятствий без намерения причинить боль или вред другому человеку.
Можно сделать общий вывод о том, что ни теоретический, ни исследовательский потенциал в изучении проблемы агрессивного поведения далеко не исчерпан. Необходимы дальнейшие исследования данного феномена с целью снятия противоречий и внесения дополнений в уже выдвинутые теоретические положения.
1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Евразия, 2001. – 512 с.
3. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.
4. Елисеев, О.П. Социализация агрессивности / О.П. Елисеев. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.
5. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
6. Курбатова, Т.Н. Агрессивность и ее проявления / Т.Н. Курбатова // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С.42-50.
7. Михайлова, О.Ю. Феномен агрессивного поведения / О.Ю. Михайлова // Вестник Московского университета. – 2009. – № 1. – С.56-66.
8. Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности у студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Нечепуренко. – М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2009. – 22 с.
9. Ольшанская, Е.В. Психологические факторы агрессии / Е.В. Ольшанская // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 20-38.
10. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн.: Тесей, 2018. – 656 с.
11. Фурманов, И.А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Брест : БрГУ. 2014. – 261 c.
12. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 390 с.
13. Харченко, М.А. Диагностика проявлений агрессивности в юношеском возрасте / М.А. Харченко // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. – 2009. - №35. – С. 261-268.
14. Bjorkqvist, К. Gender Differences in Aggression / К. Bjorkqvist. – DOI 10.1016/j.copsyc.2017.03.030 // Current Opinion in Psychology. – 2018. – Vol. 19. – Pp. 39–42.
15. Finigan-Carr N.M. Youth Violence: How Gender Matters in Aggression among Urban Early Adolescents / N.M. Finigan-Carr, A. Gielen, D.L.Haynie, T.L. Cheng // Journal of Interpersonal Violence. – 2016. – Vol. 31, issue 19. – Рp. 257–281.
16. Jimenez, T. I. School Aggression in Adolescence: Examining the Role of Individual, Family and School Variables / T. I. Jimenez, E. Estevez // International Journal of Clinical and Health Psychology. – 2017. – Vol. 17, issue 3. – Pp. 251–260.
17. Winter, C. Teachers Perceptions of Female Student Aggression at an All-Girls School / C. Winter, K. McKenzie // Journal of Adolescent Research. – 2017. – Vol. 32, issue 4. – Pp. 509–525.
18. Page, A. Relational Aggression and Physical Aggression among Adolescent Cook Islands Students / A. Page, L. F. Smith // Issues in Educational Research. – 2016. – Vol. 26, issue 1. – Pp. 98–116.
19. Gierczyk, M. Aggression from a Gender Perspective and the Development of a Moral Compass / M. Gierczyk, M. Fullard, D. Dobosz // Journal of Gender and Power. – 2017. – Vol. 8, no. 2. – Pp. 9–26.
20. Eltink E.M. Stability and Change of Adolescents Aggressive Behavior in Residential Youth Care / E.M. Eltink, J.T. Hoeve, T.D. Jongh [et al.] // Child Youth Care Forum. – 2018. – Vol. 47. – Pp. 199–217.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты