Музыкально-образовательная деятельность и развитие детей
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Музыкально-образовательная деятельность и развитие детей»
по дисциплине: «Музыка»
2021
15.00 BYN
Музыкально-образовательная деятельность и развитие детей
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Музыка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. РОЛЬ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3. ЗНАНИЕ О МУЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало и донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой культуры, сделать его своим духовным достоянием. Более того, музыкальный язык должен усваиваться человеком с раннего детства [8].
В современном обществе происходит переосмысление отношений к искусству в целом и к музыкальному образованию в частности. Искусство в силу своей природы способно сконструировать в сознании ребенка целостную картину мира, научить его принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций. Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Особую актуальность имеет проблема преодоления взгляда на ребенка как субъекта образовательного процесса только как на носителя суммы знаний и выявление роли музыкально-образовательной деятельности в становлении творческой личности [14].
Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту [7].
Цель работы – изучить теоретические основы осуществления музыкально-образовательной деятельности и развития детей в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
– ознакомление с содержанием музыкально-образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования Республики Беларусь;
– определение важности знаний о музыке для музыкального развития детей дошкольного возраста;
– выявление роли знаний о музыке в формировании познавательных интересов детей дошкольного возраста;
– изучение методов и приемов формирования знаний о музыке;
– ознакомление с музыкально-дидактическими играми и музыкальными пособиями, потенциально используемыми в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
1. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Республике Беларусь при реализации образовательной программы дошкольного образования организации, в соответствии с законодательством которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, опираются на Образовательный стандарт. В нем отражены требования к содержанию учебно-программной документации, образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников [5].
В Образовательном стандарте сказано, что содержание учебной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности воспитанника в различных видах деятельности, охватывать различные направления развития, включая эстетическое развитие. В данном документе указано, что эстетическое развитие должно осуществляться посредством воспитания основ общей и художественной культуры и развития эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра. Таким образом, Образовательный стандарт устанавливает, что в дошкольных учреждениях образования музыкальное искусство является средством достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач [5].
В Республике Беларусь эстетическое воспитание, как направление развития, реализуются посредством содержания образовательных областей [5]:
– «Изобразительное искусство»;
– «Музыкальное искусство»;
– «Художественная литература».
Содержание образовательных областей излагается в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, на основе линейного и концентрического принципов, отражающих как количественный рост детских представлений и приращение умений и навыков, так и их повторение, постепенное углубление, совершенствование и качественное изменение [10].
2. РОЛЬ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каждый вид музыкальной деятельности, как и развитие музыкальных способностей, требует определенных знаний. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т. д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т. д. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом [7, 8].
Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т.д.) [7].
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания [7].
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки – характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное настроение – нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т.д. [7, 8].
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте [7].
3. ЗНАНИЕ О МУЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
Дошкольный возраст – важнейший этап становления образованности личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Проблема формирования у детей познавательного интереса к музыке в процессе их музыкального воспитания, развития и образования является весьма актуальной [13].
Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы [13].
Для формирования познавательного интереса у детей может применяться комплекс предметов художественно-эстетического цикла. Например, с этой целью Э. Р. Фасхутдинова использовала прием сопоставления произведений различных предметов художественно-эстетического цикла. Прием заключался в том, что детям предлагалось послушать ряд музыкальных пьес и рассмотреть кукол или иллюстрации, а после этого выбрать наиболее подходящую картину к пьесе или, напротив, после прослушивания каждой пьесы решить, к какой картине она подходит. Согласно Э. Р. Фасхутдиновой, при реализации данного приема можно использовать такие музыкальные пьесы, как «Марш кукол» Т. Ломова, «Американская кукла» П. Мориса, «Танец матрешек» А. Нагаева или пьесы из цикла Д. Шостаковича «Танцы кукол» [11].
При сопоставлении произведений различных предметов художественно-эстетического цикла дети отмечают, что не на все музыкальные пьесы есть литературные произведения или наглядное пособие, возникает интерес самому воплотить замысел композитора на бумаге, в рисунке, придумать небольшое двустишие или песенку в малом литературном жанре (потешка, закличка, дразнилка). Самое главное, дети проявляют инициативу, что указывает на повышение уровня их познавательного интереса [11].
4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ
Методы обучения многообразны и зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. В связи с этим Н. А. Ветлугина в своей Методике подробно рассмотрела основные методы, позаимствованные из советской педагогики. К ним Н. А. Ветлугина отнесла убеждение, приучение и упражнения [3].
При использовании метода убеждения необходимо непосредственное общение детей с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным, поскольку ее исполнение должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта [3].
Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного, следовательно, педагог должен убеждать дошкольников не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств [3].
Метод убеждения способствует развитию у детей правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Однако при использовании данного метода педагогу следует принимать во внимание, что
каждый ребенок понимает музыку по-своему. Слушая, например, пьесу П. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появится приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции на музыку [3].
Цель упражнения как метода формирования знаний о музыке заключается в том, чтобы развить у детей эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами; научить их активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Данная работа ведется последовательно – из года в год, изо дня в день [3].
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра для дошкольников – любимая форма деятельности. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. В музыкальной игре, как и в пении, ритмических движениях дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт музыкальному руководителю возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при поведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет детей на выполнение условий и правил игры. Оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка, формируют познавательные интересы [13].
Для становления осознанного усвоения и закрепления знаний о музыке педагоги используют музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия [7].
Основные цели музыкально-дидактических игр [4]:
– приобщение детей к музыкальной культуре;
– формирование у них музыкальных способностей в доступной игровой форме;
– развитие слуха, тембра, чувства ритма и навыка самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактическая игра должна помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки. Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления, как например высота, длительность звуков и т. д. [4, 7].
Основные этапы освоения музыкально-дидактических игр [4]:
– знакомство с музыкальным произведением, которое составляет основу игры;
– знакомство с внешним видом игры, правилами, игровыми задачами, действиями;
– перенос полученных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей под руководством учителя;
– самостоятельное использование игры детьми, где преподаватель регулирует взаимоотношения детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности.
В детском саду музыкальное воспитание осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные музыкально-ритмические движения. Ребёнок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, при игре на музыкальных инструментах, в плясках-импровизациях, в театрализованной деятельности.
Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, помогает детям лучше и качественнее исполнять музыкальный репертуар, способствует развитию контроля над своим исполнением, развитию музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.
Содержание музыкального образования дошкольников подробно представлено в учебной программе. Непосредственно содержание музыкально-образовательной деятельности раскрывается в задачах обучения и воспитания, а также требованиях к знаниям, умениям и навыкам воспитанников детского сада в возрасте от 2 до 7 лет.
Наличие у дошкольников знаний о музыке является необходимым условием формирования у детей мотивированной оценки музыкальных произведений, развития ладового чувства, чувства ритма и основ музыкальной культуры, а также формирования музыкально-слуховых представлений. При этом для музыкального развития детей важны не только специальные знания, но и знания общего плана.
Знания дошкольников о музыке и развитие познавательного интереса тесно связаны. С одной стороны, знания о музыке стимулируют дошкольников добровольно заниматься творческой деятельностью, а сама творческая деятельность у детей всегда сопряжена с высоким уровнем интереса к познанию. С другой стороны, формирование высокого познавательного интереса у воспитанников необходимо для эффективного усвоения ими совокупности музыкальных знаний. Для повышения познавательного интереса у детей особо эффективным является комплексное использование музыкальных пособий, иллюстраций и игрушек.
1. Боякова, Е. В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук : 13.00.07 / Е. В. Боякова ; Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 2001. – 16 с.
2. Костина, Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – C. 37–43.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание» / Н.А. Ветлугина [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
4. Нестерова, А. А. Дидактическая игра как средство развивающего обучения в музыкальном образовании / А. А. Нестерова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Образовательный потенциал». – 2019. – № 1. – С. 77–79.
5. Образовательный стандарт «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 15 августа 2019 г., № 137 // Национальный образовательный портал. – URL: https://adu.by/images/2019/10/obraz-standart-doshk-2019-rus.pdf.
6. Пономарева, О. В. Значение музыкально-дидактических игр в системе музыкального воспитания дошкольников / О. В. Пономарева // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 194–197.
7. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб. пособие для студ. Фак-ов дошк. Воспит. Высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
8. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2019. – 296 с.
9. Ужанова, М. Е. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей учащихся / М. Е. Ужанова // Наука, образование и культура. – 2016. – № 3. – С. 38–39.
10. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 15 августа 2019 г., № 138 // Национальный образовательный портал. – URL: https://adu.by/images/2019/10/up-doshkolnoe-2019-rus-bel.pdf.
11. Фасхутдинова, Э. Р. Методика формирования познавательных интересов дошкольников через комплекс предметов художественно-эстетического цикла / Э. Р. Фасхутдинова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2011. – № 5. – С. 61–63.
12. Фасхутдинова, Э. Р. Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядных пособий / Э. Р. Фасхутдинова // Дискуссия. – 2011. – № 9 (17). – С. 128–132.
13. Цховребова, С. М. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыкальным занятиям в условиях ФГОС до / С. М. Цховребова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 11–1. – С. 277–281.
14. Ясинских, Л. В. Проблематизация знания как средство развития креативности младших школьников на уроках музыки / Л. В. Ясинских // Педагогические системы развития творчества : материалы 10-й Между нар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13–14 декабря 2011 г. – Екатеринбург, 2012. – С. 182–187.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты