Развитие у детей музыкальных способностей
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Развитие у детей музыкальных способностей»
по дисциплине: «Музыкальная педагогика»
2021
15.00 BYN
Развитие у детей музыкальных способностей
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Музыкальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
Введение
1. Понятие способности. Общие и специальные способности
2. Музыкальные способности и задатки
3. Структура музыкальности. Основные и неосновные музыкальные способности
4. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности
Заключение
Список литературы
Введение
Музыка всегда символизировала добро, красоту и гармонию человеческих эмоций и чувств. Специфические особенности музыки как вида искусства отводят ей совершенно особую роль в развитии детей.
Развитие музыкальных способностей всегда было одной из главных задач педагогов дошкольных учреждений, так как дошкольный возраст – это сенситивный возраст для развития всех основных психологических процессов и способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальной деятельности – одна из самых сложных и в то же время самых интересных частей работы педагога по реализации талантов дошкольников.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие способности. Общие и специальные способности.
2. Музыкальные способности и задатки.
3. Структура музыкальности. Основные и неосновные музыкальные способности.
4. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности.
1. Понятие способности. Общие и специальные способности
Различия в достижениях между людьми, живущими в одинаковых условиях, можно объяснить степенью развития способностей индивида. В то время как один человек достигает высочайшего уровня мастерства, другой, несмотря на все свои усилия, достигает лишь некоего промежуточного уровня. В некоторых видах деятельности, таких как искусство, наука и спорт, успеха может добиться только человек с определенными способностями.
Хотя термин «способности» существует уже давно, он имеет различные толкования. Способности определяются следующим образом:
– совокупность психических процессов и состояний ума всех видов;
– высокий уровень развития общих и специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности;
Под способностями понимают: совокупность различных психических процессов и состояний; высокий уровень развития общих и специальных знаний и умений, обеспечивающий успешное выполнение человеком различных видов деятельности [13, с. 134].
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б.М. Теплов. Основные положения его теории:
1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Например: для музыканта – это не длинные пальцы рук, а прежде всего музыкальный слух, чувство ритма.
2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [17, с. 98].
2. Музыкальные способности и задатки
Б.М. Теплов высказал и научно обосновал иную точку зрения. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал, что врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки многозначны. Учёный делает ряд выводов:
– Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной или многих деятельностей.
– Способности создаются и проявляются в деятельности, следовательно, способности по своему существу есть явление динамичное, т.е. развиваемое.
– Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, необходимые для осуществления музыкальной деятельности.
– Комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её осуществления есть музыкальность.
– В структуру музыкальности входят: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления [17, с. 132].
Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство – в процессе слушания музыки, чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, музыкально-слуховые представления – в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху (пение и игра на музыкальных инструментах). Музыкальные способности детей проявляются по-разному. Большое значение имеет музыкальная среда, в которой растёт ребёнок. Раннее проявление музыкальных способностей – следствие достаточно богатых музыкальных впечатлений.
3. Структура музыкальности. Основные и неосновные музыкальные способности
Структура музыкальности понимается как совокупность способностей, качественное своеобразие которых позволяет им успешно проявляться в любой музыкальной деятельности. В теории существуют различные подходы к описанию этой концепции. Во многих советских работах (Ю. Кремлев, И. Рыжкин, Г. Апресян, М. Блинова, Г. Кечхуашвили и др.) отмечается зависимость формирования музыкальности от ответной и производной реакции личности на создаваемое ею искусство, которая постепенно развивается. В других работах отмечается связь между конкретной музыкальной деятельностью и определенным талантом. Вслед за Римским-Корсаковым, который разделил музыкально-слуховые способности на исполнительские и технические, многие современные ученые (С. Савшинский, А. Алексеев и др.) также акцентируют внимание на этом вопросе.
Психологию интересует фактическая структура музыкальности. Известным примером является суждение Г. Ревеша, который понимает его как целостное явление, не поддающееся анализу. В отличие от этого, исследование К. Сишора тщательно классифицирует большое количество индивидуальных музыкальных талантов. Эта классификация поддерживается в современной американской литературе, считается хорошим наброском музыкальности и помогает изучать ее уровень у детей с помощью тестов. Немецкий исследователь И. Крис добавляет в структуру общие эстетические, творческие и специфические музыкальные способности [16, с. 99].
4. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности
Ребенок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни). Музыка является искусством выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. Активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, музыка является незаменимым средством духовного развития.
Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера формируется в музыкальной атмосфере [3, с. 154].
Музыка – источник влияния и воздействия на чувства и мышление человека. Она вызывает в воображении человека образы реальной жизни, способствует переживания и осмыслению их. С помощью своей эмоциональной речи музыка влияет на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Музыкальная деятельность – привлекательная для ребенка задача в силу ее эмоциональности. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны владеть комплексом музыкальных способностей, которые объединяются в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей.
Заключение
Под способностями понимают совокупность различных психических процессов и состояний или высокий уровень развития общих и специальных знаний и умений, обеспечивающий успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Способности человека можно разделить на специфические способности и общие способности.
Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, необходимые для осуществления музыкальной деятельности. Комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её осуществления есть музыкальность. В структуру музыкальности входят: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
Структура музыкальности характеризуется с психологической, эстетической и музыковедческой точек зрения. Показаны множественные и динамичные связи между музыкой и переживанием ее субъектом, между формирующимися при этом функциями и способностями, между отдельными музыкальными способностями; показана их качественная специфика в раннем детстве.
Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предыдущем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
1. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой / А. Артоболевская. – М.: Сов. композитор, 1985. – 210 с.
2. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н. Баринова. – Л., 1961. – 312 с.
3. Бекина, С.И. Музыка и движение / С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1984. – 265 с.
4. Боякова, Е.В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников / Е.В. Боякова. – М., 2000. – 281 с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 246 с.
6. Железнов, С. Развитие музыкальных способностей / С. Железнов. – М.: Глянц, 1998. – 290 с.
7. Зенатти, А. Музыкальное воспитание в современном мире / А. Зенатти. – М., 1973. – 231 с.
8. Зильберквит, М.А. Музыка и ты / М.А. Зильберквит. – М.: Сов. композитор, 1987. – 186 с.
9. Комисарова, Л. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л. Комиссарова, Э. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 184 с.
10. Кононова, Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 90 с.
11. Корчаловская, Н.К проблеме развития музыкального восприятия у дошкольников / Н. Корчаловская. – М., 1999. – 258 с.
12. Музыкальное воспитание дошкольников / под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение; Владос, 1985. – 276 с.
13. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский. – М., 1972. – 210 с.
14. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М., 1972. – 324 с.
15. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М., 1997. – 209 с.
16. Радынова, О. Слушаем музыку / О. Радынова. – М., 1990. – 157 с.
17. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: сб. «Проблемы индивидуальных различий» / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 245 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты