Вопрос 7
Задача №1
Задача №2
Список используемых источников
Вопрос 7. Опишите виды защит, применяемые в релейной-контактных смехах управления. Приведите примеры реализации нулевой защиты.
Для обеспечения надежной и безопасной работы электропривода в его схемах предусматриваются необходимые виды защит.
При работе ЭП может произойти замыкание электрических цепей между собой или на землю (корпус), а также увеличение тока в силовых цепях сверх допустимого предела, вызванное, например, стопорением движения исполнительного органа рабочей машины, обрывом одной из фаз питающего напряжения, резким снижением тока возбуждения двигателей постоянного тока. Для защиты ЭП и питающей сети от появляющихся в этих случаях недопустимо больших токов предусматривается максимальная токовая защита, которая может реализовываться различными средствами: с помощью плавких предохранителей, реле максимального тока и автоматических выключателей.
При значительном снижении напряжения сети или его исчезновении эта защита обеспечивает отключение двигателей и предотвращается самопроизвольное их включение (самозапуск) после восстановления напряжения.
В тех случаях, когда двигатели управляются от кнопок контакторами или магнитными дополнительных средств, нулевая защита осуществляется без применения дополнительных средств. Например, если в схемах исчезло или сильно понизилось напряжение сети, катушка линейного контактора KM потеряется питание, и он отключит двигатель от сети. При восстановлении напряжения включение двигателя может быть произведено только после нажатия на кнопку управления SB2.
При управлении ЭП от командоконтроллера или ключа с фиксированным положением их рукояток нулевая защита осуществляется с помощью дополнительного реле напряжения FV (рис. 1).
В этой схеме реле FV включается в нулевом положении командоконтроллера (ключа) через контакт SM0, после чего оно становится на самопитание через свой собственный контакт. При переводе рукоятки командоконтроллера (ключа) в положение пуска 1 питание всей схемы управления осуществляется через этот контакт, поэтому при исчезновении напряжения реле FV отключится, прекратит ее питание и линейный контактор KM отключит двигатель от сети.
Задача №1. Составьте релейно-контакторную схему автоматизированного управления двигателем постоянного тока независимого возбуждения (ДПТ НВ). Начертите и опишите работу схемы.
Задание 47: Схема пуска ДПТ с последовательным возбуждением в функции тока и торможения в функции пути (использовать путевой выключатель.)
В схеме (рис 2) используется реле тока KA, катушка которого включена в цепь якоря M, а размыкающий контакт – в цепь питания контактора ускорения KM2. Реле тока настраивается таким образом, чтобы его ток отпускания соответствовал току I2. В схеме используется также дополнительное блокировочное реле KV с временем срабатывания большим, чем у реле KA.
Работа схемы при пуске происходит следующим образом. После нажатия на кнопку SB1 срабатывает контактор KM1, двигатель подключается к источнику питания и начинает свой разбег. Бросок тока в якорной цепи после замыкания главного контактора KM1 вызовет срабатывание реле тока KA, которое разомкнет свой размыкающий контакт в цепи контактора KM2.
Задача №2. Составьте релейно-контакторную схему автоматизированного управления асинхронным двигателем (АД). Схема должна обеспечивать защиту от токов короткого замыкания в силовой цепи и цепи управления, нулевую защиту и защиту от перегрузок. Начертите и опишите работу схемы.
Задание 67: Схема пуска АД с фазным ротором в функции времени в две ступени и торможение свободным выбегом. Схема обеспечивает защиту от короткого замыкания и перегрузки.
Схема асинхронного двигателя с фазным ротором осуществляет пуск двигателя в две ступени, причем напряжение подается одновременно на силовые цепи и цепи управления с помощью выключателя QF.
Управление двигателем осуществляется в функции времени. При подаче напряжения в цепь управления реле времени KT1, KT2 срабатывают и размыкают свои контакты. Далее нажимается кнопка SB1. Это приводит к срабатыванию контактора KM3 и пуску двигателя с резисторами, введенными в цепи ротора, так как контакторы KM1 и KM2 питания не получают. При включении контактора KM3 реле KT1 теряет питание и замыкает свой контакт в цепи контактора KM1 через промежуток времени, равный выдержке времени реле KT1.
1. Москаленко, В.В. Электрический привод / В.В. Москаленко. – М.: Высшая школа, 2000;
2. Москаленко, В.В. Системы автоматизированного управления электропривода / В.В. Москаленко. – М.: ИНФРА, 2004;
3. Системы автоматизированного управления электроприводами: учебное пособие / Г.И. Гульков, Ю.Н. Петренко [и др.]; под редакцией Ю.Н. Петренко. – Минск: ООО «Новое знание», 2004.