Психологические теории возникновения агрессии и склонности к насилию: фрустрационная модель
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Психологические теории возникновения агрессии и склонности к насилию: фрустрационная модель»
по дисциплине: «Социальная психология агрессии и насилия»
2021
15.00 BYN
Психологические теории возникновения агрессии и склонности к насилию: фрустрационная модель
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Социальная психология агрессии и насилия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АГРЕССИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ
ГЛАВА 3 ФРУСТРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение и предупреждение негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности. Особое значение эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. В связи с этим актуальность исследования определяется распространенностью в последнее время нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста: побеги из дома, кражи, умышленная ложь, прогулы школы, вандализм, уничтожение чужого имущества, нападения на людей, случаи физического и сексуального насилия, жестокое обращение с людьми или животными, суицидальное поведение.
С древних времен человечество проявляет интерес к феномену агрессии. И сегодня агрессия является предметом активных научных и практических исследований. Психологи находят, что в наше время мало кто способен реально контролировать собственную агрессию. Статистика показывает, как часто люди причиняют боль и убивают друг друга, причиняя боль и страдания своим соседям. Вопрос о том, почему люди ведут себя агрессивно, на протяжении многих веков занимал лучшие умы человечества и рассматривался под разными углами – с точки зрения философии, поэзии и религии. Именно в этом контексте можно установить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие множества факторов, присущих человеку и определяющих его поведение. Изучение агрессии человека – серьезная тема, которая привлекает внимание ученых, пытающихся воспроизвести полную картину изучаемого явления.
Влияние психологических факторов при анализе причин негативного поведения детей и планировании профилактических и воспитательных мер часто только упоминается и признается, но, по мнению психологов, фактически игнорируется. Агрессия в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, ведущий к социальной и психологической дезадаптации, являются в основном общими в происхождении названных расстройств. Как правило, в основе расстройств, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, лежат психологические и социально-психологические факторы. Проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей разного возраста, разработки программ психопрофилактики и коррекции в настоящее время привлекают повышенное внимание.
Объект исследования: агрессия и склонности к насилию.
Предмет исследования: психологические теории возникновения агрессии и склонности к насилию.
Цель исследования: проанализировать психологические теории возникновения агрессии и склонности к насилию, а именно фрустрационную модель.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия агрессия и причины ее возникновения.
2. Охарактеризовать психологические теории возникновения агрессии и склонности к насилию.
3. Проанализировать фрустрационную модель возникновения агрессии и склонности к насилию.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АГРЕССИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Проблема агрессивного поведения в настоящее время является достаточно серьезной и привлекает все больше внимания со стороны различных специалистов, включая педагогов, психологов и др.
В психологии агрессивность обычно определяется как любое поведение, направленное по отношению к другому человеку с ожиданием причинения вреда или с намеренной целью причинить вред другим, и рассматривается как наиболее разрушительная характеристика социального поведения. Рассмотрим основные зарубежные теории, раскрывающие феномен агрессивности.
С позиций представителей психоанализа агрессивность представляет собой вытесненные бессознательные импульсы. А. Бандура, Л. Берковиц отмечают, что агрессивность представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального направления.
Согласно К. Роджерсу, агрессия – это вынужденная реакция на ограничение своей свободы, возможности выбора; психологическая защита, маска; реакция организма на переживания, которые воспринимаются как угрожающие и не соответствующие представлениям человека о самом себе. Человек чувствует потребность принять себя, принять свои качества. Он стремится к счастью и хорошей жизни. Если он/она ориентируется на мнения других людей о себе, то чувствует нервозность, волнение, тревогу по поводу этих оценок [6, с. 54].
О.Ю. Михайлова, основываясь на теории фрустрации, предложенной Д. Доллардом, утверждает, что «агрессия рассматривается как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. При фрустрации человек реагирует целым комплексом защитных реакций» [4, с. 121].
Для того чтобы более подробно рассмотреть природу агрессии, необходимо обратиться к отечественным теориям, объясняющим механизмы, причины и процессы, которые, как правило, ее порождают.
В отечественной литературе агрессия рассматривается как определенное качество, которое развивается примерно в трехлетнем возрасте, существует до подросткового возраста, в основном в форме физической агрессии, и проходит процесс социализации, включающий выработку новых, более социально приемлемых, вербальных способов агрессивного поведения.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ
В настоящее время существующие психологические теории о возникновении агрессивности и склонности к насилию сгруппировались в несколько подходов, заметно отличающихся друг от друга.
1. Психодинамическая модель.
Теория влечений (психоэнергетическая модель).
Основателем теории является З. Фрейд. Он считал, что поведение человека определяется двумя влечениями: сексуальным (влечение к жизни, либидо) и агрессивным (влечение к смерти, танатос). В жизни они как бы противоречат друг другу: первое направлено на созидание, второе - на разрушение. Как следствие, человеку присущ постоянный внутрипсихический конфликт, разрешить который можно только путем изъятия разрушительной энергии из самого человека и направления ее на других. Таким образом, агрессивные и враждебные импульсы по отношению к другим рассматриваются как механизм высвобождения деструктивной энергии путем вытеснения, что защищает интрапсихическую стабильность человека. З. Фрейд считал, что возникновение и дальнейшее формирование агрессии сопоставимо с выделенными им стадиями психосексуального развития ребенка.
Теория агрессивности в индивидуальной психологии.
Ярким представителем является А. Адлер. Ученый признавал, что агрессия является неотъемлемым качеством психической жизни, организующим деятельность человека. Возникновение агрессивного мотива обусловлено трудностями в получении органического удовлетворения. Агрессивный мотив – это сумма ощущений, возбуждений и их разрядки (высвобождения), органический и функциональный носитель которых является врожденным. Неустойчивое психологическое равновесие всегда восстанавливается тем, что первичные мотивы удовлетворяются через возбуждение и разрядку агрессивного мотива. Агрессивный мотив доминирует в двигательном поведении, и это его двигательное воплощение чаще всего проявляется в детстве. Агрессивный мотив также доминирует в сознании (например, в гневе). Он управляет вниманием, интересами, чувствами, восприятием, памятью и воспроизведением, а также фантазией, направляя их на реализацию в форме явного или измененной агрессии.
ГЛАВА 3. ФРУСТРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ И СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ
Фрустрационная модель возникла как оппозиция концепции влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуационный, а не эволюционный процесс. Ортодоксальный подход. Основателем этого направления исследований человеческой агрессии считается Дж. Доллард. Согласно его взглядам, агрессия – это не автоматическое влечение человеческого организма, а реакция на фрустрацию в попытке преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Эта теория утверждает, что агрессия всегда является следствием фрустрации. В свою очередь, фрустрация всегда ведет к агрессии.
Схема «фрустрация – агрессия» основана на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия понимается как намерение причинить вред другому своим действием, как «действие, целенаправленной реакцией которого является причинение вреда организму».
Фрустрация возникает, когда есть препятствие для реализации обусловленной реакции. Величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значимости препятствия на пути к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация [4, с. 132].
Торможение – это тенденция ограничивать или сворачивать действия из-за ожидаемых негативных последствий. В частности, было установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения, и усиливает стремление к другим формам агрессии.
Замещение – это стремление совершить агрессивные действия в отношении какого-то другого человека, а не истинного источника фрустрации. Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессивного поведения в настоящее время является достаточно серьезной и привлекает все больше внимания со стороны различных специалистов, включая педагогов, психологов и др. В психологии агрессивность обычно определяется как любое поведение, направленное по отношению к другому человеку с ожиданием причинения вреда или с намеренной целью причинить вред другим, и рассматривается как наиболее разрушительная характеристика социального поведения. Рассмотрим основные зарубежные теории, раскрывающие феномен агрессивности. Агрессивное поведение это деструктивное поведение, направленное на причинение психического или физического вреда другому человеку и состоящее из когнитивного, волевого и эмоционального компонентов. Возникновение агрессии объясняется биологическими и социальными факторами; агрессия может быть не только насильственной, но и нормальной реакцией человека в борьбе за выживание. Агрессия принимает различные формы. Основными из них являются физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению и негативизм. Различные формы агрессии можно разделить на агрессию против других и самоагрессию. Агрессию можно уменьшить или направить в социально приемлемое русло путем позитивного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивные модели поведения и изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
Существует достаточно большое количество психологических теорий о возникновении агрессии и склонности к насилию, которые берут за основу различные параметры человеческой жизни: биологическую обусловленность, социальные факторы, естественные и закономерные периоды развития и так далее.
В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два относительно независимых течения. Сторонники первого течения остались приверженцами гипотезы фрустрации-агрессии и продолжают в основном исследовать условия, при которых ситуация фрустрации приводит к возникновению агрессивных действий. К таким важным условиям, по их мнению, относятся: сходство-различие агрессора и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии, уровень агрессии как личностная характеристика человека. Сторонники
1 Актуальные проблемы виктимологии: учебное пособие / О.А. Бойко, А.Н. Хоменко, Ю.С. Пестерева, В.В. Бражников. – Омск: Омская юридическая академия, 2017. – 240 c.
2 Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс, 1999. - 512 с.
3 Бэрон, А. Агрессия / А. Бэрон, Д. Ричардсон. – Спб.: Питер, 2001. – 352 с.
4 Краев, О.Ю. Психология девиантного поведения: учебное пособие / О.Ю. Краев. – М.: Московский городской педагогический университет, 2010. – 124 c.
5 Приходько, Е.В. Виктимология: тексты лекций для студентов второго курса факультета «Психология» специальности «Социальная педагогика. Педагогическая психология» / Е.В. Приходько; М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 116 с.
6 Тигунцева, Г.Н. Психология отклоняющегося поведения: учебник и практикум для вузов / Г.Н. Тигунцева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 349 с.
7 Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – с.
8 Черников, О.А. Теория агрессии в психологии личности / Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов СССР. – М., 1977. – С. 7-16.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты