Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Контрольная
на тему: «Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи»
по дисциплине: «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
2021
15.00 BYN
Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
1. Понятие звуковой культуры речи
2. Значение воспитания звуковой культуры для развития личности ребенка
3. Причины неправильного произношения
4. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
5. Конспекты занятий второй младшей группы по формированию произношения звуков [д], [т]
Список использованных источников
1. Понятие звуковой культуры речи
Культура речи –это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий разговорного общения и цели произношения, использовать все языковые средства (звуковые средства, включая интонацию, лексику, грамматические формы речи) [2].
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Звуковая культура речи представляет собой неотъемлемую часть речевой культуры. Воспитание звуковой культуры является одной из важных задач речевого развития в детском саду, ведь дошкольный возраст наиболее сензитивен к ее решению.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию [2].
Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.
Воспитание звуковой культуры дошкольников предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения.
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
2. Значение воспитания звуковой культуры для развития личности ребенка
Большое значение оказывает правильное произношение звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Правильное звуковое произношение особенно важно при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости школьников младших классов по языковым дисциплинам является наличие у детей недостатков в звуковом произношении. Дети с дефектами произношения не умеют определять количество звуков в слове, называть их порядок, сложно подобрать слова, начинающиеся с заданного звука. Часто, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, из-за недостатков звуковой стороны речи он в последующие годы опаздывает с овладением лексикой и грамматическим строением речи. Дети, которые не умеют различать и различать звуки на слух и правильно их произносить, испытывают трудности с овладением письменными навыками.
3. Причины неправильного произношения
Освоение звуков ребёнком начинается на первом году жизни, когда он овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова [1].
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.
К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.
Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов [2].
Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. Отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования»
4. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» – жук, «сюба» – шуба, «петь» – нет и т. п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными – т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.
Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.
Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (элизия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед), перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим («баба-ка» вместо собака); слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление звуков («реблята», «иржавая») и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация) [1].
К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия.
Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.
5. Конспекты занятий второй младшей группы по формированию произношения звуков [д], [т]
Конспект занятия второй младшей группы по формированию произношения звуков [д]
Задачи: развивать умение отчетливо произносить изолированный гласный звук [д], в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов; формировать умение ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина); воспитывать желание слушать авторские произведения,
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости идет. Пойду, посмотрю! (воспитатель открывает дверь и встречает кукол Дашу и Диму с коробкой).
Куклы: здравствуйте, ребята! Нас зовут Даша и Дима. (дети здороваются с куклами, называя их имена)
Воспитатель: ребята, посмотрите, какую красивую коробочку нам принесли Даша и Дима. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (воспитатель вместе с куклами открывают волшебную коробочку и достают картинки. Затем выкладывают их на фланелеграф, дети рассматривают)
Воспитатель: ребята, скажите, что нарисовано на этой картинке? (дом). В этом доме живет дедушка. Из трубы дома идет… (дым). Это дедушка печь топит. Зимой холодно на улице, морозно, дедушка замерз. (при произнесении слов: дом, дым, дедушка, воспитатель интонационно выделяет в них звук «д»).
Воспитатель: Дети, что из трубы дома идет? (дым) Кто живет в этом доме? (дедушка). Все правильно. Дима и Даша, что ещё вы нам принесли? (куклы достают бумажные снежки и предлагают детям с ними поиграть).
Дыхательное упражнение «Чей снежок дальше улетит».
Воспитатель: ребята, это снежки необычные, они не растают в руках. Вы положите снежок на ладошку и подуйте на него. Посмотрите, чей снежок дальше улетит! (воспитатель раздает комочки ваты- «снежки» и показывает упражнение. Дети выполняют упражнение 2-3 раза).
Игра «Колокольчики».
Воспитатель: ребята, посмотрите, что еще нам принесли Даша и Дима? (достаю из коробки 2 колокольчика: большой и маленький).
Воспитатель: что это? (ответы детей). Правильно, это колокольчики.
Воспитатель звонит в колокольчик и поет песенку: динь – динь – динь, затем побуждает малышей спеть песенку колокольчика хором и индивидуально.
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Карельская, Е. Г. Растим говорунов: методическое пособие для педагогов и родителей/ Е. Г. Карельская. – М.: Дрофа, 2007. – 58 с.
3. Новиковская, О.И. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников/ О. И. Новиковская. – М.: АСТ, 2010. – 89 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 134 с.
6. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты