1. Классифицируйте административно-правовые режимы.
2. Задача.
1. Административно-правовые режимы – то особая совокупность оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно быструю стабилизацию общественных отношений в регионе или в стране в целом, а также последующие общественные порядки, выходящие за рамки влияния обычных мер административно-правового воздействия. Как правило, административно-правовой режим временно ограничивает права и свободы граждан и использует в своем арсенале большое количество методов административного принуждения [8, с. 282].
Прежде всего, рассмотрим кратко режим чрезвычайного положения.
В целом под чрезвычайным положением понимается особый временный правовой режим, устанавливаемый на всей территории Республики Беларусь или в отдельных местах для деятельности государственных учреждений, иных организаций и их должностных лиц в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом о чрезвычайном положении, допускающими ограничение (приостановление) прав и свобод, право на организацию и возложение дополнительных обязанностей на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане).
Целью чрезвычайного положения является:
1) устранить ситуацию как основание для ее введения, обеспечить безопасность жизни и здоровья людей;
2) устранить риски, представляющие угрозу территориальной целостности и существованию государств[6].
Причины введения чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или в отдельных ее районах могут быть различными по своему характеру. Однако большинство из этих ситуаций представляют прямую угрозу безопасности и здоровью населения, территориальной целостности и существованию государства. Устранить это воздействие без принятия срочных мер невозможно.
К таким случаям относятся:
1. Чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера.
2. Чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии), возникающие в результате аварий, природных явлений, катастроф, стихийных бедствий и других последствий, которые могут нанести ущерб здоровью человека, условиям окружающей среды и др.
3. Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате массовых беспорядков, сопровождающихся насилием или угрозами насилия, в результате создают угрозу здоровью людей и целостности страны.
2. Задача.
Руководитель одного из предприятий, оказывающих услуги населению, отказала посетителю в выдаче книги замечаний и предложений, аргументируя это тем, что последний находится в состоянии алкогольного опьянения. В ответ посетителем были вызваны сотрудники органов внутренних дел.
Прав ли руководитель предприятия? Будут ли применены к нему меры принуждения, если да, то какие?
Ответ: Руководитель предприятия в данной ситуации не прав. Законодательством не предусмотрены случаи, в которых субъект хозяйствования может отказать в выдаче книги для внесения в нее замечания или предложения. Наоборот, установлено право гражданина (покупателя, заявителя) на получение книги по их первому требованию. При этом запрещено просить предъявить документы, удостоверяющие личность, или объяснить причины, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения (п.2 ст.24 Закона Республики Беларусь от18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
Соответственно, отказать посетителю в состоянии алкогольного опьянения в предъявлении книги субъект хозяйствования не имеет права. Книгу нужно выдать, разъяснить гражданину порядок ее заполнения и т.д.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. – 62 с.
2. О военном положении: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2003 г., № 185-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
3. О государственной границе Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
4. О государственных секретах: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З [Электронный ресурс]// Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
5. О чрезвычайном положении: Закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 117-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
6. Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2009 г. № 45-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
7. Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. - М. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2019. – 218 с.
8. Кивайко, В. Н. Административный процесс : практ. пособие / В. Н. Кивайко, А. П. Булгаков. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – 224 с.
9. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2016. – 616 с.
10. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах. – Минск : Амалфея, 2018. – 704 с.
11. Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь : учеб. пособие / А. А. Постникова, А. И. Сухаркова. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – 127 с.
12. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. пособие / Л. М. Рябцев [и др.]. – Минск : Амалфея, 2019. – 432 с.