Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их своеобразие и педагогическая ценность
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их своеобразие и педагогическая ценность»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их своеобразие и педагогическая ценность
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
Введение
1. Театрализованные игры, их своеобразие и педагогическая ценность
2. Виды театрализованных игр, динамика их использования в период дошкольного детства
3. Педагогические условия развития театрализованных игр
4. Этапы работы над театрализованной игрой
Заключение
Список литературы
Введение
Игровая деятельность в дошкольном учреждении направлена на формирование личности ребенка. В этом смысле театрализованные игры являются наиболее подходящим видом деятельности, так как в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.
Одним из наиболее эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованная игра, которая близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе ее лежит игра. Театр здесь выступает как один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативы и т.д.
Сущность, роль, значение, виды театрализованных игр детей дошкольного возраста выясним в результате выполнения данной работы.
Цель исследования: проанализировать театрализованные игры детей дошкольного возраста, их своеобразие и педагогическая ценность.
1. Театрализованные игры, их своеобразие и педагогическая ценность
Игра – самый доступный и интересный для ребенка способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. П.П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, поэтому театрализованную игру можно назвать творческой игрой.
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники овладевают доступными средствами сценического искусства и в соответствии с выбранной ролью (актера, сценариста, художника-сценографа, зрителя и т.д.) участвуют в подготовке и разыгрывании различных видов театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театральные игры называются так, видимо, за близость к театральному представлению. Зрелище всегда радует, а сказка усиливает привлекательность игры. Под театрализованными играми ученые понимают «театральные игры», «сюжетами которых являются известные сказки или театрализованные представления по готовым сценариям» [4, с. 121].
Известно, что театрализованная игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Она является эффективным средством социализации дошкольников в процессе понимания нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями персонажей, вырабатывают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для развития речи (совершенствование диалогов и монологов, овладение выразительностью речи).
2. Виды театрализованных игр, динамика их использования в период дошкольного детства
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой.
В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские [2, с. 143].
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игредраматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
3. Педагогические условия развития театрализованных игр
Педагогическая организация и управление – важнейшее условие развития театрализованной деятельности старших дошкольников. Изучая данный вопрос, мы выявили ряд условий, благоприятных для развития театрализованной деятельности дошкольников. Среди них:
1. Воспитание у детей интереса к театрализованной деятельности, драматизации. Этому будут способствовать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки будут вступать в диалог с дошкольниками, разыгрывать с ними сценки. На развитие интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста влияет содержание работы, включение их в ситуацию театра, подготовка спектакля, желание показать спектакль малышам и родителям. Большой интерес вызывает участие в оформлении спектакля, составление инсценировок, подбор оборудования и изготовление театральных игрушек. Важным моментом в развитии интереса дошкольников к театральной деятельности является приобретение новых знаний о театре (сцене, зрительном зале, фойе, декорациях, оркестре), его истории, различных жанрах театрального искусства. Формирование интереса способствует осознанию ребенком успешной деятельности. Последнее реализуется в подборе для каждого ученика такого участка работы, в котором ребенок чувствовал бы и подчеркивал свою значимость, личностный рост, получал бы удовлетворение.
2. Забота об оборудовании театрального уголка. Вместе с детьми воспитатель должен сделать театральные игрушки, подготовить костюмы, обновить декорации и атрибуты. К такой работе следует привлекать родителей и членов семьи дошкольника. Совместно в учреждении дошкольного образования необходимо организовать театральные выставки: изготовленные воспитателями, детьми и родителями, а также другими членами семьи оборудования, игрушек, костюмов, фотовыставки, стенды, отражающие театральную жизнь воспитанников. Хорошим завершением этой работы может стать презентация спектакля с участием детей и взрослых [7, с. 167].
4. Этапы работы над театрализованной игрой
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.
Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.) [5, с. 41].
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
– следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средства митеатральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных;
– чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра.
Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства.
Заключение
Театрализованная игра – один из самых демократичных видов деятельности, доступных детям, она позволяет решать актуальные задачи педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативы и т.д.
Следовательно, готовность к театральной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не формируются стихийно, а складываются в процессе учебной и воспитательной работы.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность сострадать, сопереживать, стимулируют мышление, воображение, а главное – помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры – это персонифицированные драматизации литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).
Много полезных рекомендаций по методике педагогического руководства театрализованными играми и роли театрализованной деятельности в развитии дошкольников отмечено зарубежными и отечественными педагогами.
В заключение следует отметить, что всестороннее развитие детей посредством театрализованных игр будет эффективным только в том случае, если это целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе, на основе изучения литературы по данной теме, мы попытались определить основные направления и педагогические задачи, характеристики и классификацию театрализованных игр. Не менее важным является заинтересованность самого преподавателя в занятиях с использованием театрализованных игр. На наш взгляд, необходимо совершенствовать театральное воспитание дошкольников, причем совершенствовать не путем создания новых программ, методик, а придерживаться уже имеющегося материала, как уже говорилось, использовать все виды детской театрализованной деятельности на занятиях.
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С.24.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М., 1990. – 287 с.
3. Губич, И. Всем известные таланты. О театрализованных занятиях для детей дошкольного возраста / И. Губич // Пралеска. – 2008. – №1. – С.53.
4. Игра дошкольника / Под ред. О.А. Анищенко, И.А. Комаровой. – Мозырь: РИФ «Белый ветер». – 1998. – 324 с.
5. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр / Т. Неменова // Дошколньое воспитание, 1982 . – С. 39-48.
6. Примерные методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольных учреждений, работающих по базовой национальной программе «Пралеска» // Пралеска. – 2001. – №7. – С.5.
7. Реуцкая, Н.А. театрализованные игры дошкольников / Н.А. Реуцкая // Игра дошкольника. – М., 1989. – С. 166-170.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты