1 Институты государственной власти и их репрезентация в Интернете и СМИ
2 Политические партии и общественно-политические движения и их информационная репрезентация
Список использованных источников
1 Институты государственной власти и их репрезентация в Интернете и СМИ
Одним из наиболее действенных механизмов обеспечения легитимности власти является институт СМИ. Данный институт выполняет функцию посредника между государством и обществом. Эта функция реализуется двояко. С одной стороны, граждане посредством масс-медиа имеют возможность доведения до властей своих мнений и желаний. С другой стороны, институты власти также через СМИ могут оказывать влияние на общество, объяснять свои действия, оправдывать проводимую политику. Важность владения информационным ресурсом подчеркивают политологи, которые пишут, что «иметь важную информацию – значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть [1, c. 72].
Не удивительно, что в таких условиях значение СМИ возрастает во много раз. Некоторые исследователи даже считают масс-медиа самостоятельным политическим институтом, который одновременно и реализует, и творит политику. Им отводится роль субъекта политического процесса, который формирует определенную систему социально-политических ценностей, распространяет их в обществе, отражает политические взгляды и интересы конкретных социальных групп, слоев и классов. Если раньше СМИ прямо не решали вопрос о власти, а играли роль инстанций, где многообразие мнений интегрировалось в основные течения, то сегодня, наряду с этими функциями, они активно участвуют в проведении референдумов и выборов кандидатов, что делает их непосредственными элементами политической системы, эффективным политическим институтом.
2 Политические партии и общественно-политические движения и их информационная репрезентация
Конституция Республики Беларусь в статье 4 провозглашает, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений» [5].
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О политических партиях» политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах [6].
Основными целями политических партий являются: формирование общественного мнения, политическое просвещение и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, привлечение внимания национальных властей и общественности к этим мнениям, а также выдвижение кандидатов на государственные должности и участие в выборах в период выборов.
Целью создания политической партии является участие граждан Республики Беларусь в общественно-политической жизни, не только участие в выборах, но и организация граждан для участия в других общественных и политических акциях – референдумах, собраниях, маршах, демонстрациях, а также представление интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Политические партии играют важную роль не только в участии в политике и национальной жизни страны, но и в формировании и развитии белорусского гражданского общества. Политические партии являются одним из элементов гражданского общества.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей [7].
1 Демушина, О.Н. СМИ как инструмент легитимации институтов власти / О.Н. Демушина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (27). – С. 71-75.
2 Соловьёв, А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи / А.И. Соловьёв // Полис. – 2004. – № 2. – С. 124-132.
3 Соловьев, А.И. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии: материалы дискуссии / А.И. Соловьев // Полис. – 2004. – №4. – С. 28-51.
4 Лысенко, Г.В. Средства массовой коммуникации в современном обществе / Г.В. Лысенко. – Волгоград: Волгоградская акад. гос. службы, 2015. – 267 с.
5 Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
6 О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 года № 3266-XІІ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.06.2015 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7 Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 года № 3254-XІІ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.11.2013 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8 Мартьянов, Д.С. Репрезентации политических партий в сети Интернет: векторы развития / Д.С. Мартьянов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – № 3 (16). – С. 154-156.