1. Понятие «политика». Охарактеризуйте структуру политики.
2. Охарактеризуйте философию Нового времени (15-18 вв.).
3. Назовите памятники письменности древнеиндийской культуры, в которых появляются первые космологические идеи, положившие начало философской традиции.
1. Понятие «политика». Охарактеризуйте структуру политики.
Политика – это деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.
Структура политики:
1. Политическая власть – возможность и способность навязывать свою волю другому;
2. Субъекты политики – индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти;
3. Политическое сознание – политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
2. Охарактеризуйте философию Нового времени (15-18 вв.).
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными представителями философии Нового времени являются:
• Фрэнсис Бэкон (Англия);
• Томас Гоббс (Англия);
• Джон Локк (Англия);
• Рене Декарт (Франция);
• Бенедикт Спиноза (Голландия);
• Готфрид Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
• онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561-1626);
• гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632-1704).
По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
3. Назовите памятники письменности древнеиндийской культуры, в которых появляются первые космологические идеи, положившие начало философской традиции.
Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культура Индии насчитывает около пяти тысячелетий.
Хронологически в ней выделяются:
• Хараппская цивилизация (2500-1700 гг. дон. э.);
• Ведийский период (1700-600 гг. дон. э.);
• Предмаурийский период (600-320 гг. до н. э.);
• эпоха Маурьев (320-185 гг. до н. э.);
• эпоха Кушанов (78-200 гг. до н. э.);
• Гуптская империя (320-510 гг. до н. э.);
• средневековый мусульманский период развития (Делийский султанат, империя Великих Моголов).
Лишь от следующего этапа истории Индии, начало которого почти совпадает с гибелью Хараппской культуры, до нас дошло через сотни поколений богатейшее наследие религиозно-философского плана, позволяющее судить о культуре страны. Этот этап связан с приходом в Индию ариев и получил название ведийского — от Вед, древнейших письменных памятников.
Арии пришли со своей развитой религиозной культурой, военным искусством и оружием, ассимилировали в индах и образовали индоарийскую цивилизацию в 2-м тысячелетии до н. э.
Ригведа (санскр. - «книга гимнов») — самая древняя часть Вед. Передавалась устно из поколения в поколение. Гимны Ригведы воспевают множество богов. Древнейшей основой ведической религии был культ природы и ее явлений. Самаведа - сборник песнопений. Яджурведа (санскр. — «книга молитв») сборник молитв, под которые совершались жертвоприношения при музыкальном сопровождении. Атхарваведа (санскр. - «книга заклинаний») содержала собрание заклинаний и магических формул. Веды послужили основой для создания двух грандиозных литературных эпосов Индии: «Махабхараты» и «Рамаяны».
Упанишады (санскр. - «сидение внизу у ног учителя») - тайное философско-религиозное учение, возникшее на базе Вед, расширяющее ведическое учение. Центральным понятием его является Тримур- ти — троица Упанишад. Она состояла из трех главных богов: Брахмы (Атмана), Вишну и Шивы.
Брахма - создатель Вселенной и мира. Вишну - охранитель космического порядка и мира. Он девять раз воплощался в Другие существа, чтобы в их обличье восстановить космический порядок и спасти Землю. Шива, имеющий 1008 имен, — носитель космической энергии, созидательной и разрушительной одновременно. Он воплощает доброе и злое начало, он всемогущ, может существовать в видимом и невидимом обличьях.