Виды речевых нарушений и их коррекция
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Виды речевых нарушений и их коррекция»
по дисциплине: «Основы логопедии»
2021
15.00 BYN
Виды речевых нарушений и их коррекция
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы логопедии
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
Введение
1. Общие сведения о недостатках звукопроизношения у детей
2. Понятие об алалии, общая характеристика
3. Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта» [2], стр. 74.
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей - детях с речевыми нарушениями.
Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos - слово и paideia - воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников, и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления.
Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей [5], стр. 139.
1. Общие сведения о недостатках звукопроизношения у детей
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis - растройство и lalia - речь).
В настоящее время дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.
Механическая дислалия.
Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию [10], стр. 57.
Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса. Следует сказать, что нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.
Прогнатия - верхняя челюсть слегка выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними.
Прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.
Открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток.
Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии.
Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.
Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков [1], стр. 91.
2. Понятие об алалии, общая характеристика
Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненном интеллекте, вследствие недоразвития речевых зон доминантного полушария головного мозга или их поражения во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до 2,5-3 лет. т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения.
Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи.
Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Ребенок испытывает специфические затрудения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечаются бедность активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Последние, как и при моторной афазии, в первую очередь связаны с проявлениями оральной апраксии. Понимание обращенной речи относительно сохранно. Однако при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной речи, особенно ее семантической стороны (обычно затруднено понимание различных логико-грамматических конструкций). При моторной алалии наблюдаются также нарушения письменной речи.
Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе. При сенсорной алалии отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия (нарушения слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной к нему речи. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествуют формированию собственной речи ребенка [3], стр. 27.
Наиболее эффективно комплексное лечение:
• Логопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой алалии. Необходимы систематические занятия.
• Логопедический массаж: массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Проводится специальными зондами и способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения. Необходим детям с моторной и сенсомоторной алалией. Проводится курсами по 8-10 сеансов.
Эффективность медикаментозной терапии ноотропами весьма сомнительна. Часто неврологом назначаются следующие препараты: Гаммалон, Кортексин, Цераксон, Когитум и пр. Нет убедительных научных доказательств эффективности и безопасности этих лекарств и тем более каких бы то ни было БАДов при нарушениях речи. Очень часто нормальное развитие ребёнка приписывают якобы развивающему действию таких препаратов [12], стр. 103.
3. Практическое задание. Разработать 20 игр и игровых упражнений для стимуляции речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития в возрасте 2-3 лет
1. Игра «Футбол».
Цель: развитие мимической активности.
Взрослый, общаясь и играя с малышом, помогает ему научиться понимать свои эмоции и выражать свое эмоциональное состояние, включая в процесс совместного общения и игры упражнения на развитие мимической мускулатуры.
Возрастная адресованность: с 2 лет.
Методика проведения:
Взрослый из кусочка ваты скатывает шарик и говорит ребенку: «Это мяч». Из двух кубиков взрослый строит ворота и говорит: «Это ворота». Взрослый демонстрирует игру, дует на «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота. Затем взрослый предлагает ребенку подуть на «мяч» и попытаться «забить гол» (вата должна оказаться между кубиками).
2. Игровое упражнение «Птенчик».
Цель: научить ребенка управлять движениями нижней челюсти, подготовить к произнесению звука «а».
Возрастная адресованность: с 2 лет 3 месяцев.
Методика проведения:
Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука «а». Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, как будто что-то туда кладете или насыпаете. При этом можете прочитать рифмовку: Ротик шире открывай - Кушай, птенчик, не зевай! Затем уберите руку, а ребенок пусть закроет рот. Повторите упражнение не менее 3 раз.
3. Игровое упражнение «Заборчик».
Цель: развить подвижность губ.
Возрастная адресованность: с 2 лет.
Методика проведения:
Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд. Попросите малыша повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, ведь в нем нет ни одной щелочки!
4. Игровое упражнение «Хоботок».
Цель: научить ребенка управлять движениями губ, подготовиться к произнесению звука «у».
Возрастная адресованность: с 2 лет.
Заключение
Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.
Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.
В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению
При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.
Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей [7], стр. 194.
1. Баенская, Е. Р. Научитесь общаться с младенцем / Е.Р. Баенская, И.А. Выродова, Ю.А. Разенкова. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
2. Борисенко, М. Г. Начинаем говорить. Развитие речи / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб. : Паритет, 2004. – 157 с.
3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи детей от 0 до 6 лет / А. С. Герасимова. – М. : Айрис-пресс, 2003.
4. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж: учеб.-метод. пособие для вуза / Е. А. Дьякова. – М. : ACADEMA, 2003. – 95 с.
5. Краузе, Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е. Н. Краузе. – СПб. : Корона принт, 2003. – 207 с.
6. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие / Е.Н.Краузе. – СПб. : Корона принт, 2004. – 80 с.
7. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб. Речь. Санкт-Петербург, 2003. – 288 с.
8. Нищеева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищеева. – СПб. : Детство-пресс, 2009. – 32 с.
9. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи / О. А. Новиковская. – М. : АСТ, 2010. – 256 с.
10. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – М. : ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. – 145 с.
11. Разенкова, Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю. А. Разенкова. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 160 с.
12. Фьюэлл, Р. Р. Обучение через игру: рук-во для педагогов и родителей / Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи; пер. с анг. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб : Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2015. – 160 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты