Психофизиологические основы индивидуальности
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Психофизиологические основы индивидуальности»
по дисциплине: «Дифференциальная психология»
2021
15.00 BYN
Психофизиологические основы индивидуальности
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Дифференциальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Понятие индивидуальности в психологии
Психофизиологические основы индивидуальности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения человеческой индивидуальности в настоящее время является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется возникновением ряда методологических и концептуальных вопросов уже на этапе формулировки проблемы. На сегодняшний день следующие вопросы представляются наиболее важными, но далекими от разрешения:
- Привлечение междисциплинарных исследований, направленных на изучение особенностей индивидуальной личности;
- Применение принципов системного подхода к изучению особенностей индивидуальности;
- соотношение биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
Проблема системного исследования индивидуальности рассматривается в работах В.В. Белоуса, Е.А. Голубевой, М.С. Егорова, А.И. Крупнова, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалова, Т.Ф. Базылевич, О.А. Ахвердова, И.В. Боева, В.А. Ахвердова, В.В. А. Барабанщикова и других. Современные исследования в области общей психологии и психологии личности характеризуются акцентом на интегративной и целостной природе психических явлений. Эта тенденция связана с усилением субъектного подхода к анализу психики (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).
Сегодня социальная практика ставит задачу развития индивидуальности как приоритетную в системе дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования.
Решение многих полезных психологических проблем требует знания особенностей индивидуальности, надежной диагностики и оценки ее свойств как целостной системы – ведь именно понимание индивидуальности детей и взрослых является основой для успешного обучения и воспитания, профориентации и выбора профессии, эффективной психотерапии и т.д.
Цель исследования: изучить психофизиологические основы индивидуальности.
Объект исследования: индивидуальность.
Предмет исследования: психофизиологические основы индивидуальности.
Задачи исследования:
-дать определение понятия «индивидуальность»;
-охарактеризовать психофизиологические основы индивидуальности.
Методы исследования: теоретический анализ изученной литературы.
Понятие индивидуальности в психологии
Общество – это система конкретно-исторических общественных отношений, система отношений между людьми. Отдельный человек также является специфической системой со сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.
Самое общее, родовое понятие – это человек. Человек является субъектом социально-исторической деятельности и культуры, точнее, субъектом этих общественных отношений, а значит, глобального историко-культурного процесса. По своей природе он является интегрированной биопсихосоциальной системой, уникальным существом, способным к понятийному мышлению, производству орудий труда, членораздельной речи и моральным качествам [4, с. 66].
Что касается понятия «индивид», то оно относится к отдельному представителю человеческого рода, индивидууму, независимо от его фактических антропологических и социальных характеристик. Родившийся ребенок – это индивидуум, но еще не человеческая личность. Человек становится личностью, когда он перестает быть простой «единицей» человеческого рода и обретает относительную автономию бытия в обществе, становится личностью.
Индивид – это человек как единое природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного. Индивидуальность – это неповторимость психики и личности человека, его своеобразие. Индивидуальность проявляется в особенностях темперамента, в своеобразии интересов, в особенностях познавательных процессов и интеллекта, в потребностях и способностях человека. Условиями формирования человеческой индивидуальности являются анатомические и физиологические предрасположенности, которые изменяются в процессе воспитания [8, с. 12].
Современное образование ставит человека – ученика и учителя – в центр всех трансформационных процессов, тем самым провозглашая ценность индивидуальности. Индивидуализация – это самоопределение и обособление человека, его отделение от общества, формализация его отдельности, уникальности и неповторимости. Реализованная индивидуальность – это ярко выраженная личность, которая активно и творчески проявляет себя в жизни. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что «индивидуальность – это не столько включенность индивида в систему социальных отношений и их интеграция как личностно значимых, сколько его исключенность из этих отношений.
Психофизиологические основы индивидуальности
Представление об индивидуальных различиях людей, т. е. внутривидовое различие возникло на основе наблюдаемых и видимых условий повседневной жизни (питания и распределения), специфики деятельности, торговли, войны и переселения. Первыми начали делать сравнение внутривидовое и межвидовое этологи. Этология (от греч. ̶ нрав, характер, манера вести себя; логос ̶ учение) ̶ наука о биологии поведения, об общебиологических основах и закономерностях поведения. В результате таких сравнений исследователи обратили внимание на наличие общего у всех людей и частного, специфичного и даже уникального; врожденного и приобретенного. Поэтому новое научное направление, с одной стороны, пыталось выявить закономерности формирования общих для людей свойств, черт и признаков, а с другой ̶ возникла необходимость изучения вариативности психических проявлений человека.
Различие между бытием природы и бытием человека ни в коем случае не является различием между универсальным, присущим природе, и уникальным, присущим только человеку. Это разница между универсальностью всей природы и универсальностью той ее части, которая исторически была освоена человеком. Точно так же разница между бытием общества и индивидуальным бытием человека – это разница между тотальностью общей жизни человека и его конкретным развитием на уровне индивидуального бытия. Различие между социальным бытием и индивидуальным бытием человека – это различие внутри социального бытия. Без различия внутри социального существа его единство и целостность не могут возникнуть и развиваться [3, с. 28].
Общепризнанным является утверждение о том, что индивидуальные различия есть продукт совместного действия факторов наследственности свойств и среды в широком понимании этих категорий. Однако не все здесь понятно, и поэтому существует целая группа дифференциально-психологических теорий по объяснению процесса формирования индивидуальности. Среди них следует назвать, прежде всего, биогенетические (биологические) теории, которые говорят о предопределенности врожденных и генетических качеств человека, а вклад среды ограничивают. Биологический подход в исследовании индивидуальности ̶ поиск источников особенностей поведения в различных структурах организма (гены, эндокринная система, мозг, нервная система в целом). На таких позициях стоял Ф. Гальтон и автор теории рекапитуляции Ст. Холл. Вполне очевидно, что данная точка зрения имеет свои плюсы и минусы. Не менее интересным является и второй подход (полная противоположность первому) ̶ социогенетический. Человек здесь рассматривается как «чистая доска», на которой прижизненный опыт выписывает свои установления как положительного, так и негативного плана, а субъект при этом мало что может сделать и является пассивным наблюдателем этого процесса. Дефекты первого и второго подходов обусловили появление «новой» двухфакторной теории (К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине). Двухфакторная теория признает совокупное действие биологических и социальных факторов и считает, что факторы наследственности накладываются на факторы среды. Существуют и достаточно оригинальные концепции, в которых исследователи пытаются отойти от вышеизложенных подходов и дать другую трактовку источника индивидуальных отличий. Своими приоритетами выделяется ортогенетическая концепция. Смысл ортогенетической концепции сводится к констатации того факта, что у каждого живого организма имеется некоторая нижняя точка развития, где фактически заложены все биологические функции, в том числе и психические. Развитие идет как бы от стадии к стадии, на которых меняется качественная характеристика проявления этих функций у особи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение человеческой индивидуальности в настоящее время является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Индивид – это человек как единое природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного. Индивидуальность – это неповторимость человеческой психики и личности, ее своеобразие. Индивидуальность проявляется в особенностях темперамента, особенностях интересов, особенностях познавательных процессов и интеллекта, потребностях и способностях человека. Анатомические и физиологические предрасположенности, которые изменяются в процессе воспитания, являются условиями для формирования человеческой индивидуальности.
Индивидуальность – мера ассимиляции в мировой культуре; личность, отличающаяся от других во всех своих духовных и физических характеристиках. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сферах, либо во всех сферах психической деятельности одновременно.
Индивидуальные различия есть продукт совместного действия факторов наследственности свойств и среды в широком понимании этих категорий.
Структурные параметры индивидуальности: интенсивность, устойчивость, широта, включенность.
Функциональные параметры индивидуальности: компенсаторность, оптимальность, адаптивность.
Сегодня в психологии существуют значительные сдвиги в построении типологии темперамента на основе других признаков. К таким признакам относятся: эмоциональность, моторика, боязливость, агрессивность, социабельность, экстравертированность и нейротизм и др.
Каждая черта обладает определенным набором признаков. Количественные показатели черт определяют степень дифференцированности самой личности, а качественные ̶ их устойчивость во времени и пространстве.
Люди различаются по основным и программным характеристикам. Основные из них – темперамент, характер, способности, через которые проявляются динамические характеристики психики (эмоциональность, тип реакций, активность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и действий индивида. Единство и целостность индивидуальных и коллективных, природных и социальных характеристик составляют идентичность человека.
Данные понятия выступают в качестве взаимопроникающих условий развития и реализации: во взаимодействии с другим человеком самость индивида напрямую зависит от его социокультурной среды.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Г. Ананьев М., 2001. Т.1.
2. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М., 2004.
3. Базылевич, Т. Ф. Типологическое познание – теории и практики современной психологии // Психология индивидуальности: материалы IV Всерос. науч. конф. (Москва, 22–24 нояб. 2012 г.) / отв. ред. : А. Б. Купрейченко, В. А. Штроо. М., 2012. С. 81–82.
4. Белоус, В. В. Человек как интегральная индивидуальность/ В.В. Белоус, А.И. Щебетенко. – Пятигорск, 2018.
5. Гулямов, М. А. Человеческая индивидуальность / М.А. Гулямов. Душанбе, 2006.
6. Индивидуальность и способности / под ред. В.Н.Дружинина. – М., 2009.
7. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М., 2012.
8. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М., 1986.
9. Слободчиков, В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности / В.И. Слободчиков // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.1. М., 1983.
10. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М., 1997.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты