Понятие цифровой экономики. Категориальный аппарат цифровой трансформации
Трансформация целей, задач, функций государства, форм и методов государственного управления в условиях цифровизации
Правовое регулирование цифровизации экономики в Республике Беларусь
Осуществление предпринимательской деятельности в сфере цифровых технологий
Понятие цифровой экономики. Категориальный аппарат цифровой трансформации
История формирования понятия «цифровая экономика», по мнению многих исследователей, восходит к американскому ученому из Массачусетского технологического института Николасу Негропонте, который в 1995 г. использовал метафору о переходе от обработки атомов, составляющих материю физических веществ, к обработке битов, составляющих материю программных кодов. Другие эксперты отмечают, что впервые термин «цифровая экономика» озвучил канадский ученый Дон Тапскотт в 1994 г. в книге, переведенной на русский язык под названием «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта». В ней Тапскотт, описывая признаки развитых стран, отмечает цифровую форму представления объектов, влияние информационных технологий на бизнес, систему государственного управления и дает цифровой экономике следующее определение – это экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологий.
В 1999 г. Нил Лейн, помощник президента США по науке и технологиям, в статье «Развитие цифровой экономики в XXI веке» фактически первым дал определение рассматриваемого явления: «Цифровая экономика – это конвергенция компьютерных и коммуникационных технологий в сети Интернет и возникающий поток информации и технологий, которые стимулируют развитие электронной торговли и масштабные изменения в организационной структуре».
Трансформация целей, задач, функций государства, форм и методов государственного управления в условиях цифровизации
Цифровой трансформацией может признаваться только изменение на основе цифровизации содержания госуправления, приводящее к повышению качества госуправления: снижению необоснованного государственного вмешательства, повышению результативности и эффективности госуправления. При этом меняться могут как отдельные процедуры управления, так и стадии управленческого цикла, государственные функции и их типы.
Цифровизация может стать базой дальнейшего освоения государством принципа управления по результатам, поскольку позволяет преодолеть ранее выявленные для управления по результатам ограничения. Так, использование «больших данных» позволяет получать информацию о достигаемых результатах в режиме, близком к реальному времени. Искусственный интеллект не ограничен в восприятии несколькими показателями и помогает обрабатывать тысячи параметров и выбирать оптимальные решения. Интернет вещей позволяет корректировать действия автоматически. Технологии распределенного реестра обеспечивают невозможность искажения данных.
Правовое регулирование цифровизации экономики в Республике Беларусь
Возникает необходимость в научной и практической оценке существующей в Республике Беларусь системы и видов нормативных правовых актов (источников правового регулирования и их уровней) по означенной теме.
На уровне Конституции Республики Беларусь вопросы правового регулирования цифровой экономики непосредственно не решаются. Но в Основном законе нашего государства достаточно много правовых норм, регулирующих отношения, связанные с экономикой и правом.
На уровне кодексов, которые являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечивающими наиболее полное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений, можно выявить только правовые нормы об электронной цифровой подписи в Налоговом кодексе, в ХПК и в ГК.
ГК относится к кодифицированным источникам правового регулирования цифровой экономики и по причине наличия в нем иных правовых норм.
Можно назвать характерной или отличительной, а скорее, поспешной особенностью отдельные правовые нормы ГК, которые одновременно указывают на исключение из сферы предпринимательской деятельности майнинга и приобретение, отчуждение цифровых знаков (токенов) (ст. 1). А также относящие произведения, существующие в цифровой форме, к числу объектов авторского права (ст. 992) и цифровые обозначения, зарегистрированные в качестве товарных знаков (ст. 1017).
Осуществление предпринимательской деятельности в сфере цифровых технологий
Цифровизация оказывает существенное влияние на развитие права, прежде всего, в области договорного регулирования. Применение достижений научно-технического прогресса и информационных технологий стимулирует развитие договоров, опосредующих использование новых сложных объектов правоотношений, являющихся результатом развития технологий. Сложность объектов правоотношений обусловливает и усложнение договорного регулирования.
Гражданское законодательство, в ряде случаев содержит прямое указание на то, что сторонами определенных договоров могут быть лишь субъекты предпринимательства в определенных организационно-правовых формах. Договоры между субъектами предпринимательской деятельности, являющимися коммерческими юридическими лицами (хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями), предполагаются предпринимательскими, т.к. указанные лица в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.
Так, например, сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, некоммерческие организации вообще не имеют права заключать указанные договоры. Что касается иных договоров, заключаемых с участием некоммерческих организаций, отнесение их к числу предпринимательских зависит от цели, которую преследуют указанные лица, выступая стороной соответствующих договоров. Как отмечалось ранее, если последние заключены в целях осуществления предпринимательской деятельности, то такие договоры следует относить к числу предпринимательских.