Общая теория права
МГТК (Минский торговый колледж) филиал БГЭУ
Контрольная
на тему: «Общая теория права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
15.00 BYN
Общая теория права
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Общая теория права
Вариант: 11
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
1.Раскройте понятие и признаки правовой нормы
2.Раскройте формы государственного устройства
3.Изложите понятие законность и правопорядок
1.Раскройте понятие и признаки правовой нормы
Любая система в основе своей организации, структуры имеет такие элементы, которые выполняют роль первичных звеньев, «кирпичиков», из которых строится (формируется) эта система. При этом они необязательно являются неделимыми, им также может быть присуща внутренняя структура, однако в случае дальнейшего разделения таких элементов они будут терять связь с той системой, которую образуют.
Для права, как в целом, так и для отдельных его отраслей, первичной, исходной структурной единицей являются нормы права. Справедливо заметить, что сейчас состояние осмысления специализированных норм права, их признаков, структуры, видов не соответствует потребностям юридической теории и практики. Именно поэтому считаем, выбранная проблематика является особенно актуальной и требует дальнейшего всестороннего рассмотрения.
Сущность понятия «нормы права» рассматривали такие ученые, как В. М. сырых, Н.И. Матузов, А. В. Малько, А. Ф. Черданцев, В. В. Молдован, М. В. Цвик, В. Д. Ткаченко, Л. Л. Богачева, Г. А. Борисов, В. А. Котюк, В. Н.Храпанюк, А. Ф. Скакун, В. Н. Кириченко, А. Н. Куракин и другие. Несмотря на большое количество исследований, единого подхода по определению указанного понятия так и не было сформировано.
Право представляет собой сложную и разнородную систему, совокупность конкретных норм права, как справедливо указывает В. М. сырых [18, c. 13]. Также уместной из на этот счет есть тезис, высказанный М. И. Байтиным, что правовая норма – это первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Именно поэтому норме права свойственны все основные черты права как социального явления [19, c. 313]. Однако из этого никоим образом не следует, что понятие «норма права» совпадает с понятием «право». Они соотносятся как единичное и целое и вместе с общими чертами имеют свои особенности. М. И. Байтин совершенно справедливо отмечает, что отдельно взятая норма права или группа норм еще не является правом в целом. Норма права-относительно самостоятельное явление, которое обладает собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизируют наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения [19, c. 313].
Итак, норма права - это простейшее, односистемное правовое образование в составе системы права. Норма права представляет собой достаточно простую систему, в отличие от института или права в целом, она имеет логически завершенный и целостный характер, в котором проявляются все основные свойства права как такого. Общество представляет собой сложный, многоаспектный организм, поддержание целостности и стабильности которого требует постоянного урегулирования ряда социальных связей и отношений, сопровождающих его функционирование. Развитие этих отношений, появление новых их форм и видов и изменение и усложнение уже существующих вынуждали человечество к поиску наиболее универсальных и эффективных средств урегулирования общественных отношений, которыми с появлением государства стали нормы права.
2.Раскройте формы государственного устройства
Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:
- форма правления — определяет кому принадлежит власть;
- форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
- политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
В. М. Пахолюк добавляет к ним «коммуникативную форму прямых и обратных связей с населением, среди которых важное значение имеют и «командные» связи, и участие населения и разнообразные информационные потоки. Последние два подинститута характеризуют динамическую сторону государства» [12]. Все эти подинституты, - определяет ученый, тесно взаимосвязаны между собой: не может существовать государство с той или иной формой правления без территориально-политической организации. Аналогично, последняя не возможна без наличия определенного государственного режима. Любая государственная форма включает в себя определенный набор механизмов участия населения или определенных групп в управлении государственными делами, то есть обратные связи.
В современном демократическом государстве практикуются такие, как общегосударственное обсуждение правительственных проектов, референдум, народная инициатива, создание смешанных органов, включение представителей ведущих общественных организаций в состав государственных органов и другие механизмы привлечения граждан к процессу принятия решений. В свою очередь, подинституты формы государства могут выступать в качестве комплексных применительно к другим, например: форма правления-в отношении институтов главы государства, парламента, правительства; форма государственно-территориального устройства-применительно к институтам федерализма, автономии, административно-территориального разделения; форма государственного режима - в отношении институтов чрезвычайного положения, принуждения; форма конституционно-правовых коммуникаций-в отношении институтов референдума, отзыва депутата, народной законодательной инициативы, народных обсуждений и тому подобное.
Как известно, на сегодня существуют две основные модели территориальной организации: унитарная модель, по которой только в центре государства принимаются решения, и федеративная модель, которая позволяет принимать решения на разных вертикальных уровнях [14, c. 145]. То есть, определяя модель политико-территориального устройства, надо, прежде всего, выяснить степень автономии различных территориальных субъектов государства в отношении центральной власти.
3.Изложите понятие законность и правопорядок
Возникновение законности как правового феномена связывается с историей формирования представительной власти государствообразующего народа [11, с. 88–98.], которая была бы способной навязывать государственной власти волю народа, ограничивать деятельность монархов и других правителей от имени народа с помощью законов, которые принимает представительная власть. Это явление, как считается, появилось в Англии, и официально сформулировано в «Великой хартии вольностей» (1215 г.), где было установлено, что ни один человек не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишена собственности, изгнана из страны не иначе, как по законному приговору равных ему на основании закона страны. Все эти ограничения были направлены против власти короля, а требования были сформулированы от имени свободных жителей Англии, включая представителей городов, а также крестьян [7, с. 154-156].
В России же появление и утверждение термина «законность» связывают с именем Петра I, который своим Указом 12 января 1722 года создал прокуратуру, наделив ее полномочиями надзора за строгим соблюдением законов государства [9, с. 350].
В российской дореволюционной юриспруденции получила определенное распространение теория законности как требования к государственной власти соблюдать предписания законодательства.
Советская власть под руководством большевиков изначально официально вообще отказалась от законности, однако впоследствии ввела понятие революционной законности, согласно которому суды, адвокатура, прокуратура имели, прежде всего, руководствоваться революционным правосознанием, а только потом решила применять законы, если они соответствовали этому революционному правосознанию. Как ни парадоксально, введенная Петром и модель законности была воспринята и углублена властью Советов.
М. Г. Александров различал законность в широком и узком аспектах. В широком аспекте социалистическая законность составляет принцип поведения, которое требуется государством от всех граждан, должностных лиц, учреждений и организаций. Этот принцип означает, что требования соблюдать закон (и изданных во исполнение законовподзаконных актов) выдвигаются в равной степени ко всем без исключения граждан, должностных лиц, учреждений и организаций [3, с. 105].
Законность в узком понимании определялась как принцип деятельности социалистического государственного аппарата. В этом аспекте социалистическая законность означает, что осуществление всех властных действий (и особенно государственного принуждения) должно проходить исключительно в пределах закона, на основе точного и неукоснительного исполнения законов при строгом и неукоснительном выполнении всеми должностными лицами прав и законных интересов граждан [3, с. 105].
1. 70 лет советского государства и права; под ред.: А.И. Королева, Ю.К. Толстого, Л.С. Явича. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.
2. Constitution of the Independent State of Western Samoa 1960. URL: https:// web.archive.org/web/20070708171858/http:// www.paclii.org/ws/legis/consol_act/cotisows 1960535.
3. Александров Н.Г. Право и законность в период развёрнутого строительства коммунизма: монография / Н.Г. Александров. – М.: Госюриздат, 1961. – 296 с., с. 105.
4. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т.1. – 360 с., с. 217.
5. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 712 с., с. 455.
6. Волинка К.Г. Теорія держави і права : [навч. посібник] / К.Г. Волинка. – К. : МАУП, 2003. – 240 с., c. 114].
7. Всеобщая история государства и права / под ред. К.И. Батыра. – М.: Былина, 1995. – 416 с, с. 154-156.
8. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве / В.М. Горшенев // Советское государство и право. – 1978. – № 3. – С. 113–118., с. 113-114].
9. Ильин А.В. Из истории права: многоуровневый учебник для 10–11 классов / А.В. Ильин, С.А. Морозова. – СПб, 1997. – 457 с., с. 350.
10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв. ред. Б. А. Страшун. Москва : БЕК, 1996. Т. 1. 778 с., с. 653.
11. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ / Л.С. Мамут // Журнал российского права. – 2000. – № 3. – С. 88–98.
12. Пахолюк В. М. Методологічні підходи до визначення поняття державного устрою. Науковий вісник Рівненського державного гуманітарного університету. 2012. Випуск 9. URL: http:// esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/6255/3/ Pps_2012_9_5.pdf.
13. Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. Москва: Международные отношения, 2009.
14. Скакун О. Ф. Теорія права і держави : підручник. 4-те вид. Київ : Алерта ; КНТ ; ЦУЛ, 2016. 528 с.
15. Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): ученик / О.Ф. Скакун. – Харьков: Эспада, 2006. – 840 с., с. 719-729].
16. Скакун О.Ф. Теорія права і держави : [підручник] / О.Ф. Скакун. – 2-ге вид. – К. : Алерта ; КНТ ; ЦУЛ, 2010. – 520 с.
17. Сравнительное конституционное право : учебное пособие / ред. Г. Атаманчук. Москва : Международные отношения, 2002. 448 с, с. 26].
18. Сырых В.М. Теория государства и права : [учебник] / В.М. Сырых. – М. : Юстиц-информ, 2001. – 592 с., c. 13.
19. Теория государства и права : [курс лекций] / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М. : Юристъ, 1997. – 672 с., c. 313.
20. Хайек Ф. Дорога к рабству / Фридрих фон Хайек // Вопросы философии. – 1990. – № 11. – С. 123–131., с. 128.
21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права : [учебник для вузов] / А.Ф. Черданцев. – М. : Юрайт, 2000. – 432 с., c. 209].
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты