Нервная система
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Нервная система»
по дисциплине: «Анатомия, физиология и гигиена»
2021
15.00 BYN
Нервная система
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Поделиться
1. Рефлекс и рефлекторная дуга
2. Классификация рефлексов
3. Законы проведения возбуждения в нервных центрах
4. Торможение в центральной нервной системе, его виды, значение и механизмы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Центральная нервная система представлена совокупностью нервных структур спинного и головного мозга, которые координируют деятельность всех органов и систем, обеспечивают приспособление организма к изменениям внутренней и внешней среды, формируют целенаправленное поведение [1].
Деятельность нервной системы строится по определенным принципам, основной из которых - рефлекторный. Впервые в 17 веке Рене Декарт (1595- 1650 гг.) предложил термин «отражение» («рефлексирование») для определения деятельности организма на раздражение. Он выдвинул идею, что ответная реакция организма вызывается конкретными физическими причинами, предположив наличие определенного «морфологического субстрата» для такого рефлексирования. Сам термин «рефлекс», как отражательный механизм нервной системы, был введен чешским физиологом Г. Прохазка («Трактат о функциях нервной системы», 1784 г.). Современные представления о строении рефлекторной дуги, принципах координации рефлексов и их участии в деятельности ЦНС были сформулированы в XIX веке. Ч.Белл и Ф.Мажанди, исследуя регуляцию вегетативных функций, развили «отражательную» теорию Р. Декарта и выдвинули «концепцию нервизма» – управления нервной системой всеми функциями организма. Ч.С. Шеррингтоном были выдвинуты идеи о координации рефлексов, их взаимном ингибировании и облегчении. Сеченовым И.М. рефлекторный принцип был применен для объяснения деятельности высших отделов ЦНС и предложена идея применения рефлексов для анализа психических процессов. Эти идеи И. М. Сеченова были развиты И. П. Павловым, который открыл способы исследования функций коры, разработал методы выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности [1].
Рефлекс – это ответная реакция организма на то или иное раздражение (внешнее или внутреннее), происходящее при участии ЦНС [2].
Путь, по которому нервный импульс идет от рецептора к эффектору, называется рефлекторной дугой.
2. Классификация рефлексов
К моменту рождения организм имеет достаточно большое количество безусловных рефлексов, таких как сухожильные, проприоцептивные, вестибулярные, лабиринтные, познотонические. Их делят на три категории:
1) стойкие, например, глотательный, сухожильные рефлексы;
2) рудиментарные рефлексы, например, сосательный, хватательный рефлексы;
3) рефлексы, которые появляются после рождения и не всегда выявляются, например, простые шейные и туловищные установочные рефлексы [3].
По биологическому значению рефлексы делятся на:
- пищевые (акт глотания, жевания, слюноотделения и др.);
- половые (продолжение рода);
- локомоторные (перемещение тела).
В зависимости от места расположения рецепторов рефлексы бывают:
- экстерорецептивные (воспринимающие раздражения из внешней среды);
- висцерорецептивные (раздражения идут от внутренних органов);
- проприоцептивные (раздражения, идущие от скелетных мышц, суставов, сухожилий).
По характеру ответных реакций различают рефлексы: секреторные; трофические; двигательные.
Рефлексы делятся на:
- простые;
- сложные.
Суживание зрачков на сильный свет, удар по сухожилию – простые рефлексы; регуляция дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем – сложные.
В зависимости от того, какой отдел ЦНС участвует в рефлекторной деятельности, различают:
- кортикальные (нейроны коры больших полушарий);
- мезенцефальные (нейроны среднего мозга);
- бульбарные (нейроны продолговатого мозга);
- спинальные (нейроны спинного мозга) рефлексы [1, 2].
Кроме всего прочего, рефлексы также подразделяются на:
- условные;
- безусловные.
3. Законы проведения возбуждения в нервных центрах
В ЦНС постоянно происходит взаимодействие двух процессов – возбуждения и торможения.
Возбуждение – это специфический физиологический процесс, возникающий и распространяющийся в возбудимых тканях, сопровождающийся физико-химическими и биоэлектрическими изменениями в этих тканях. К возбудимым тканям относят нервную, мышечную и железистую, так как в ответ на раздражение в них возникает процесс возбуждения. В нервной ткани возбуждение распространяется от одного нейрона к другому в виде нервных импульсов (волн возбуждения).
Торможение– это второй специфический физиологический процесс, возникающий в возбудимых тканях и сопровождающийся физико-химическими биоэлектрическими изменениями в этих тканях. Торможение местный процесс, т. е не распространяется по ткани. В том месте, где возникло торможение не может возникнуть возбуждение [6].
При изучении проведения возбуждения по нерву было установлено несколько необходимых условий и правил (законов) протекания этого процесса.
1) Закон двустороннего проведения – возбуждение, возникающее в одном участке нерва, распространяется в обе стороны от места своего возникновения. В организме возбуждение всегда распространяется по аксону от тела клетки (ортодромно).
2) Закон анатомической и физиологической целостности - возбуждение может распространяться по нервному волокну только в случае его морфологической и функциональной целостности. Различные факторы, воздействующие на нервное волокно (наркотические вещества, охлаждение, перевязка и т. д.) приводят к нарушению физиологической целостности, т. е. к нарушению механизмов передачи возбуждения. Несмотря на сохранение его анатомической целостности, проведение возбуждения в таких условиях нарушается.
4. Торможение в центральной нервной системе, его виды, значение и механизмы
Важнейшим условием координированной деятельности спинного и головного мозга является не только наличие процесса возбуждения, но и его взаимодействие с процессом торможения
Торможение – самостоятельный нервный процесс, который возникает в результате одного возбуждения и вызывает ослабление или полное подавление другого возбуждения. Внешним проявлением формирования торможения в центральной нервной системе является угнетение текущей деятельности организма (рефлекторных реакций, двигательной активности, поведения).
Впервые экспериментально наличие тормозного процесса в центральной нервной системе продемонстрировал в 1862 г. И. М. Сеченов в опыте, который получил название «опыта Сеченова». И. М. Сеченов наблюдал, что сгибательный рефлекс задней лапки у лягушки, вызываемый раздражением кожи, тормозится при воздействии на зрительный бугор (таламус) кристаллика каменной соли. Внешне это выражалось в увеличении времени рефлекса или его полном прекращении.
С точки зрения мембранных механизмов, выделяют два основных вида торможения – первичное и вторичное.
Первичное торможение нервной клетки обусловлено наличием на мембране ее сомы и отростков синапсов, образованных окончаниями аксонов тормозных интернейронов. Таким образом, данное торможение развивается с участием тормозных нейронов без предварительного возбуждения тормозимого нейрона, то есть первично. Первичное торможение имеет место в центральной нервной системе, вегетативных ганглиях. Его разновидностями являются постсинаптическое (например, торможение Рэншоу в спинном мозге) и пресинаптическое торможение.
1. Общая физиология центральной нервной системы: учеб. пособие/ сост.: А.Ф. Каюмова, А.Р. Шамратова, И.Р. Габдулхакова, О.С. Киселева. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. – 61 с.
2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека / Н.И. Федюкович. – Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. – 416 с.
3. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Аникиной Т.А. [и др.]. – Казань: КФУ, 2013. – 166 с.
4. Ведясова, О.А. Физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности : учеб. пособие / О. А. Ведясова, И.Д. Романова, Р.А. Зайнулин. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. – 128 с.
5. Якимович, Е.П. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: / Е.П. Якимович, В.В. Немцова, Д.А. Ключников. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018 – 54 c.
6. Многофункциональные основы жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stgmu.ru/userfiles/depts/biotech_biochem/sdo/mozh/lekcii/Tema-13.pdf.
7. Физиология возбудимых систем Часть 1: Учебное пособие / О.В. Яковлева [и др.]. – Казань: Казанский университет, 2010. – 43 с.
8. Айзман, Р.И. Физиология человека / Р.И. Айзман, Н.П. Абаскалова, Н.С. Шуленина. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 431 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты