Индивидуальный латеральный профиль
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Индивидуальный латеральный профиль»
по дисциплине: «Дифференциальная психология»
2021
15.00 BYN
Индивидуальный латеральный профиль
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Дифференциальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Поделиться
Введение
1. Понятие «индивидуальный латеральный профиль»
2. Типология индивидуального латерального профиля
3. Профиль латеральной организации как признак индивидуальности личности
4. Половые различия в индивидуальном латеральном профиле
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный латеральный профиль (ИЛП) относится к индивидуально-типическим особенностям человека. ИЛП влияет на формирование следующих психических процессов: специфику восприятия получаемой информации; предпочитаемые стратегии мышления, а также анализа полученной информации; специфику запоминания и предпочитаемые способы сохранения информации; навыки применения информации в деятельности, показатели стрессоустойчивости.
Индивидуальный латеральный профиль (ИЛП) определяет перечень индивидуальных особенностей, которые оказывают воздействие на успешность обучения и усвоение знаний, а также на эффективность трудовой деятельности в разнообразных областях.
На основании учета ИЛП можно составить прогноз в отношении возможных рисков школьной неуспеваемости, определить пути повышения эффективности обучения; составить прогноз эффективности восприятия получаемой информации, а также определить возможные показатели производительности трудовой деятельности. Также учет ИЛП поможет определить причину низкой обучаемости, слабой успешности в конкретных сферах деятельности. На этой основе можно разработать индивидуальный план по увеличению эффективности обучения детей и производительности труда взрослых. На основе учета ИЛП можно уменьшить стрессовую нагрузку, определить возможные ситуации, которые имеют связь с повышенной вероятностью допущения ошибок; разработать индивидуальные стратегии оказания психолого-педагогической помощи.
На основании полученных данных о ИЛП специалист (педагог-психолог, дефектолог, невролог и т.д.) может составить заключение о возникновении наиболее типичных сложностей в обучении и восприятии информации у конкретного ребенка или взрослого. Также на основании полученной информации о ИЛП можно определить сложности восприятия информации , трудности при применении определенных форм обучения, эффективности выполнения конкретных видов деятельности.
1. ПОНЯТИЕ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ»
Индивидуальный латеральный профиль представляет собой определенную совокупность сенсорных, моторных, а также функциональных мозговых асимметрий, которые оказываются типичны отдельному субъекту. В научной литературе это понятие еще обозначается следующими терминами: профиль латеральной асимметрии мозга, латеральный фенотип, профиль латеральной организации [1, с. 12].
Латеральность, то есть доминирование левой либо правой стороны – представляет собой асимметрию, свойственную любому человеку:
1. Двигательная (ее также называют моторная) латеральность – предполагает выделение ведущей руки и ноги. То есть выражается моторная асимметрия в различиях функционирования доминирующих рук, ног. Данный вид асимметрии оказывается одним из самых неустойчивых и может быть видоизменен в условиях определенной деятельности.
2. Психическая (ее также определяют как функциональная) латеральность – представляет собой выделение ведущего полушария мозга. В соответствии с предъявляемыми требованиями и условиями среды любой индивид может обладать равноценными потенциальными навыками включения в обработку информации как правого, так и левого полушария. Но в реальных условиях происходит преобладание функционирования именно одного из полушарий.
3. Сенсорная латеральность – представляет собой выделение ведущего органа зрения либо слуха. В этом случае проявление сенсорной асимметрии оказывается более выраженной и стабильной характеристикой функционирования центральной нервной системы. Указанный вид асимметрии является наиболее стабильным и он закреплен уже на протяжении жизни, практически не поддается видоизменению. В этом виде асимметрии выделяют дифференциацию глаз, уха. Информация, которая воспринимается отдельными сенсорными системами, в дальнейшем входит в мозговую структуру и поступает в правое и левое полушарие. Но ее обрабатывание реализуется в так называемой гемисфере, которая оказывается адаптирована к конкретной разновидности информации [1, с. 13].
Определенный вид моторной, либо сенсорной или же функциональной латеральности у каждого индивида составляет именно его индивидуальный латеральный профиль (ИЛП).
2. ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
К настоящему времени разработано множество классификаций профилей индивидуальной латерализации, которые базируются на различных принципах. В частности, Е.Д. Хомской предложена типология разных профилей латеральной организации и эта типология основана на различных сочетаниях ведущих руки, уха и глаза. Соответственно, она предполагает выделение 27 типов [5, с. 22]. Для сравнения предложенная классификация типов латеральной организации по П.Деннисону предполагает сочетание ведущего полушария мозга, руки, ноги, а также глаза и уха. Соответственно, можно выделить 32 типа.
К настоящему времени описано четыре базовых типа индивидуального латерального профиля: перекрестный тип, смешанный тип, односторонний тип и гармоничный тип [4, с. 42].
Перекрестный индивидуальный латеральный профиль. При этом типе латеральной организации и правое и левое полушарие координирует действия руки, ноги, а также уха, глаза, соответствующей противоположной стороне тела. Выделены следующие виды перекрестного профиля: первый – с ведущим правым полушарием, второй вид – с ведущим левым полушарием.
В ряде статистических исследований убедительно было доказано, что численность детей, имеющих перекрестный латеральный профиль, составляет 15-18%. Эти дети имеют высокие показатели успеваемости, они способны показать высокие вербальные, а также общие навыки академической успешности. Их показатель стрессоустойчивости составляет 100% от максимума. Перекрестный латеральный профиль состоит из следующих сочетаний: рука, глаз, ухо и нога – равномерно по 25%, которые расположены на противоположной стороне тела относительно ведущего полушария головного мозга.
Смешанный индивидуальный, латеральный профиль. При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Сочетание может быть любым. Однако выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полушария. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25 до 75% стрессоустойчивости. По статистике детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63%.
3. ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРИЗНАК ИНДИВИУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Проблема индивидуальности и индивидуальных различий является важнейшей в изучении личности. Индивидуальность человека может быть описана в единстве проявления психофизиологических, личностных и социальных характеристик его психики. Влияние полушарной асимметрии на личностные характеристики людей весьма специфично и его трудно изучить «напрямую», так как оно опосредуется наследственными и культурными факторами. Изменчивые и неоднозначные отношения функциональной асимметрии мозга с психологическими процессами, функциями и состояниями указывают на проблему оценки функциональной асимметрии мозга.
Как указывает А.Г. Кураев и И.В. Соболева к признакам, коррелируемым с индивидуальным латеральным профилем, относятся:
− особенности основных свойств нервной деятельности;
− устойчивость организма к утомлению;
− характер течения заболевания связанных с нарушением регуляторных функций мозга;
− половые различия функциональной асимметрии мозга;
− особенности вегетативной регуляции у индивида;
− адаптационные свойства личности;
− типологические особенности личности;
− особенности анализа пространства - времени.
Авторами (А.Г. Кураев и И.В. Соболева) было проведено исследование субъективных и объективных типологических характеристик у испытуемых с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) мозга. Средние показатели силы нервных процессов были примерно одинаковыми у испытуемых с разным профилем ФМА, наиболее низкая подвижность нервных процессов отмечалась у испытуемых с левым профилем ФМА, а показатели силы тормозного процесса были наиболее высокими у испытуемых с правым профилем ФМА по сравнению со смешанным и левым профилем ФМА. Показатели как объективного, так и субъективного тестирования типологических свойств личности свидетельствует о преимуществе правого профиля ФМА по сравнению со смешанным и, особенно, левым профилем [2, с. 72].
4. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЛАТЕРАЛЬНОМ ПРОФИЛЕ
Ряд авторов занимались исследованием половых различий в индивидуальном латеральном профиле, как у детей, подростков и взрослых. В частности, в исследовании Н.П. Абаскаловой, Н.Н. Пыжьяновой была установлена разница в распределении типов доминирующего полушария у здоровых подростков разного пола. В итоге девочки чаще имели правый межполушарный профиль асимметрии. А у мальчиков чаще встречался смешанный профиль.
На протяжении первых лет школьного обучения, более выраженные изменения ИЛП по моторной асимметрии рук выявлены именно у мальчиков, а изменения ИЛП по моторной асимметрии ног, а также сенсорной асимметрии органов зрения и слуха встречаются в одинаковой степени и у мальчиков, и у девочек. На этом основании был сделан вывод о том, что у девочек более ускоренно по сравнению с мальчиками развивается правое полушарие мозга.
Примерно к возрасту 6 лет у мальчиков правое полушарие начинает в большей степени специализироваться на пространственных представлениях, на воображении. Именно этим и можно объяснить факт, что мальчики могут лучше ориентироваться в пространстве по сравнению с девочками. До достижения возраста 10 лет у девочек лучше развита память на цифровой материал, они лучше осваивают речь, быстрее мальчиков решают арифметические задачи. Однако мальчики 7 - 8 лет лучше девочек решают задания с наглядным материалом, а девочки лучше решают словесные задания.
В ряде исследований установлено, что у женщин чаще встречаются лица с правополушарным типом ИЛП. Смешанный тип ИЛП чаще выражен у мужчин, по сравнению с женщинами. Что касается когнитивных способностей, то мужчины успешнее женщин могут решать задачи на пространственное мышление. Они быстрее и правильнее решают тесты, где нужно мысленно оперировать трехмерным образом объекта. Также мужчины успешнее решают задачи, которые требуют математических рассуждений [2, с. 73].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальный латеральный профиль представляет собой определенную совокупность сенсорных, моторных, а также функциональных мозговых асимметрий, которые оказываются типичны отдельному субъекту.
Латеральность, то есть доминирование левой либо правой стороны – представляет собой асимметрию, свойственную любому человеку.
Латеральность, то есть доминирование левой либо правой стороны – представляет собой асимметрию, свойственную любому человеку и включает в себя двигательную (ее также называют моторная) латеральность – предполагает выделение ведущей руки и ноги, то есть выражается моторная асимметрия в различиях функционирования доминирующих рук, ног. Данный вид асимметрии оказывается одним из самых неустойчивых и может быть видоизменен в условиях определенной деятельности; Психическую (ее также определяют как функциональная) латеральность – представляет собой выделение ведущего полушария мозга и сенсорная латеральность – представляет собой выделение ведущего органа зрения либо слуха. Последний вид асимметрии является наиболее стабильным и он закреплен уже на протяжении жизни, практически не поддается видоизменению.
К настоящему времени выделено четыре основных типа ИЛП: перекрестный тип, смешанный тип, односторонний тип и гармоничный. Реализация нейропсихологического подхода к описанию индивидуальности человека постулирует, что дифференциация в когнитивных функциях, регуляторных процессах и эмоциональных реакциях обусловлена различными сочетаниями различных показателей парциального доминирования конкретных мозговых структур. Именно эти структуры и выделяются в качестве индивидуальных профилей латеральности.
Ряд авторов занимались исследованием половых различий в индивидуальном латеральном профиле, как у детей, подростков и взрослых. В частности, установлена разница в распределении типов доминирующего полушария у детей разного пола. В итоге девочки чаще имели правый межполушарный профиль асимметрии. А у мальчиков чаще встречался смешанный профиль. Подобные различия выявлены и среди взрослых. У женщин чаще встречаются лица с правополушарным типом ИЛП. Смешанный тип ИЛП чаще выражен у мужчин, по сравнению с женщинами. Что касается когнитивных способностей, то мужчины успешнее женщин могут решать задачи на пространственное мышление. Они быстрее и правильнее решают тесты, где нужно мысленно оперировать трехмерным образом объекта. У женщин более развиты вербальные способности.
1. Александров, С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов / С.Г. Александров. – Иркутск : ИГМУ, 2014. – 62 с.
2. Леутин, В.П. Асимметрия мозга и адаптация человека / В.П. Леутин, Е.И. Николаева, Е.В. Фомина // Асимметрия. – 2007. – №1. – С. 71-73.
3. Москвин, В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий / В.А. Москвин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 288 с.
4. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.:ТЦ «Сфера», 2003.
5. Хомская, Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы / Е.Д. Хомская // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: Фак. психологии МГУ, 1998. – 368 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты