Основы права
Брестский колледж - филиал учреждения "БелГУТ"
Контрольная
на тему: «Основы права»
по дисциплине: «Основы права»
2021
15.00 BYN
Основы права
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы права
Шифр: 04
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Поделиться
7. Прокомментировать Всеобщую Декларацию прав человека, как важнейший правовой документ
69. Указать особенности трудовых и социальных отпусков, правовые нормы их предоставления.
88. Раскрыть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
Задача 5
Задача 45
Список литературы
Задача 5
Задача 45
Список литературы
7. Прокомментировать Всеобщую Декларацию прав человека, как важнейший правовой документ
Человек, его права, свободы и их гарантии провозглашены высшей ценностью всего человечества. Безусловная реализация основных положений Декларации, других системообразующих документов в области прав человека будет способствовать и становлению белорусской государственности, повышению авторитета нашей страны на мировой арене.
Однако путь человечества к современному пониманию прав человека был долгим и сложным.
Первые суждения о необходимости основных прав человека мы находим еще у мыслителей античности. Идеи об абстрактном правовом равенстве людей как важнейшем условии справедливости содержатся в учениях пифагорейцев. Всемирно известная формула Протагора "Мера всех вещей — человек" обладала огромным гуманитарным потенциалом и была принята тогдашним обществом. А вот идеи Сократа о соотношении прав гражданина и прав полиса (государства) не были поняты современниками, что привело к осуждению, а затем и гибели великого философа.
Средние века не способствовали развитию гуманизации общества, реализации естественных прав человека. Однако зародившаяся в античности идея всеобщего равенства людей не умерла и под пытками инквизиции. В сложнейших условиях мракобесия родился такой важный документ, как Великая хартия вольностей (1215).
Идеи о правах человека получили дальнейшее развитие в Петиции о праве (1628), "Билле о правах" (1689), Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776), "Билле о правах" (1789—1791), французской Декларации прав человека и гражданина (1789).
Содержание Декларации прав человека и гражданина отражало основные идеи, к которым стремились люди, — свободу, равенство, братство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека.
Однако самым главным документом в жизнедеятельности мирового сообщества стала принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека. С этого времени эта дата каждый год празднуется во всем мире как День прав человека. В этом основополагающем международном акте в области прав человека развиты и конкретизированы основные положения Устава ООН, согласно которым государство обязано уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Всеобщая Декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей.
Одно из основных положений содержится в статье 1 документа — все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
69. Указать особенности трудовых и социальных отпусков, правовые нормы их предоставления
Основным законом, обеспечивающим полное системное регламентирование отпуска, выступает Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на установленный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством о труде.
Обновленная редакция статьи 150 ТК закрепляет, что работникам предоставляются такие виды отпусков, как:
а) трудовые отпуска: основной и дополнительный отпуск;
б) социальные отпуска.
Трудовой отпуск имеет своей целью отдых работника и восстановление его трудоспособности, укрепления здоровья и других личных потребностей работника. Он предоставляется за работу каждый год с сохранением прежней работы и среднего заработка. Прежняя работа подразумевает под собой выполнявшуюся до отпуска работу у того же нанимателя, по той же специальности, должности и квалификации на том же рабочем месте.
Отметим, что длительность основного отпуска не может составлять менее 24 календарных дня.
Для каждого вида трудовых отпусков установлен свой порядок правового регламентирования.
Законодательство о труде предусматривает обязательное документальное закрепление предоставления отпусков работникам.
Согласно статье 149 ТК работники обладают правом на социальные отпуска в случае наличия оснований, определенных трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 183 ТК социальные отпуска предоставляются работникам с целью получения благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейных потребностей и для других целей социального характера в соответствии с трудовым законодательством.
Социальные отпуска нельзя относить к отпускам, предоставляемым для отдыха. Социальные отпуска предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства (беременности и ухода за детьми), в связи с получением образования, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и другими уважительными причинами личного и семейного характера. Указанные причины, на мой взгляд, не являются обстоятельствами, при которых сотрудники смогут отдохнуть и восстановить трудоспособность для дальнейшей работы.
88. Раскрыть Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
Закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразие и рациональное использование природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:
- Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения;
- Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизуются в иных актах экологического законодательства;
- Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов;
- Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг.;
- Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием все общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.
Задача 5
10 октября 2005 года за систематическое неисполнение договору дирекция парка культуры по согласованию с профком уволила Брязгунову администратора танцевального зала. До увольнения к Брязгуновой применялись различные меры воздействия: в мае 2005 года ей было объявлено замечание, в августе того же года выговор, а в сентябре 2005 года се бездеятельность обсуждалась на профсоюзном собрании. Поводом для издания приказа об увольнении послужило нарушение Брезгуновой приказа о подготовке зрелищных предприятий парка культуры к зимнему сезону. Считая, что ее уволили неправильно. Брязгунова обратилась и суд.
Каковы основания увольнения работников по инициативе администрации?
Найдите соответствующие указания в трудовом Кодексе. Каком порядок действий администрации при увольнении работника за систематическое нарушение обязанностей по трудовому договору? Какое решение должен принять суд по заявлению Брязгуновой?
Ответ
Вопрос о количестве неснятых (непогашенных) взысканий у работника, для того чтобы имелись основания его увольнения по п.4 ст.[...] ТК, является достаточно распространенным.
Вопрос о количестве неснятых (непогашенных) взысканий у работника, для того чтобы имелись основания его увольнения по п.4 ст.[...] ТК, является достаточно распространенным.
Определение в п. 4 ст. [...] ТК содержит указание на систематический характер таких нарушений. Из буквального толкования п. 31 постановления Пленума № 2 следует, что по этому основанию могут быть уволены работники, которые после применения одной из мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных ст. [...] ТК, вновь нарушили трудовую дисциплину, т.е. фактически при совершении ими второго дисциплинарного проступка. Вместе с тем до вступления в силу Декрета № 5 большинство нанимателей исходили из того, что под систематическим нарушением трудовой дисциплины надо понимать наличие двух и более подобных фактов, т.е. трудовые отношения по п. 4 ст. [...] ТК с работником, как правило, прекращались при условии совершения им третьего дисциплинарного проступка.
Декрет № 5 внес ясность в решение указанного вопроса. Исходя из содержания подп. 6.1 указанного нормативного правового акта, увольнять работника за неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей допустимо в случае наличия у него неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания.
Задача 45
Сварщик Мещеряков после обеденного перерыва без уважительной причины опоздал на работу на 2,5 часа. Администрация завода уволила его.
Что такое прогул? Вправе ли администрация с согласия профсоюза уволить Мещерякова за указанное нарушение трудовой дисциплины?
Решение
Одним из оснований увольнения работника по инициативе нанимателя является увольнение за прогул (в т.ч. за отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительных причин (п. 5 ст. [...] ТК).
1. Права человека: учебник / отв. ред. Е. Л. Лукашова. - 3-е изд., перераб. Норма: Инфра-М, 2015. - 560 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: постановление Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет № 5 от 15 декабря 2014 г. https://president.gov.by/ru/documents/dekret-5-ot-15-dekabrja-2014-g-10434.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты