1. Характеристика бросания, ловли, метания и их разновидностей.
2. Техника выполнения каждого вида.
3. Методика обучения разным видам бросания, ловли метания, детей среднего и старшего дошкольного возраста.
1. Характеристика бросания, ловли, метания и их разновидностей.
Действия с мячом играют большую роль в работе по физической культуре, так они их используют все дети в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание, ловля и метание оказывают укрепляющее воздействие на мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, а также способствуют развитию глазомера и меткости. Также они требуют хорошую координацию движений. Игры с мячом помогают развивать ловкость, ритмичность, а также точность движений.
Мяч в качестве основного и самого удобного для бросания и метания предмета всегда должен находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель должен показывать, что с помощью мяча возможно выполнение различных действий, должен помогать детям в приобретении собственного двигательного опыта, умения обращаться с мячом: держать его в двух либо одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После множественных упражнений будет возникать специфическое «чувство мяча».
Возможности ребенка в бросании и ловле предметов на 5-м г. жизни повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. При прокатывании мячей, шариков, обручей перед детьми ставятся некоторые новые задачи.
Детей приучают отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Упражняться в этом удобнее, прокатывая мяч средних размеров по узкому коридору (20 см), выложенному из четырех палок, толстых шнуров и др. Дети сидят или стоят на коленях на расстоянии 80-100 см от концов коридора, стараясь прокатить мяч так, чтобы он не задел стенок.
2. Техника выполнения каждого вида.
При перебрасывании мяча по кругу дети должны стоять на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга. В момент броска ребенок делает полуоборот в сторону того, кому он бросает мяч.
Детей 5-го г. жизни учат правильно бросать мяч из-за головы двумя руками. Бросающий стоит лицом к направлению броска, ноги параллельно на ширине ступни. Руки над головой чуть согнуты, локти вперед, мяч ребенок держит разведенными пальцами, так что он соприкасается с ладонями. Из этого положения необходимо немного прогнуться в пояснице (колени и живот вперед), отвести руки назад и, не задерживаясь, сразу вынести их вперед с ускорением к броску мяча вперед-вверх, который сопровождается одновременным движением туловища.
При броске из-за головы одной рукой (например, левой) при том же положении туловища немного вперед выдвигается противоположная (правая) нога. Замах осуществляется отведением в плечевом суставе почти прямой руки с предметом и за счет прогиба в пояснице. Бросая из-за головы, не следует сгибаться вперед. Вначале не надо ориентировать детей на дальность броска, так как это отрицательно сказывается на его качестве.
В дошкольном возрасте учат метать предметы на дальность и в цель с места. Как правило, первое будет предшествовать второму.
В метании на дальность основное усилие будет направляться на овладение правильными приемами. Ребенок будет упражняться в силе броска в зависимости от расстояния.
При метании в цель ребенок будет концентрироваться на попадании в указанный предмет. Для выполнения данного движения необходима концентрация внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.
3. Методика обучения разным видам бросания, ловли метания, детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В содержании занятий имеют место метание в цель и на дальность. В 5 лет ребенок самостоятельно занимает исходную позу при подготовке к метанию вдаль или в цель, но он еще не владеет необходимыми для правильного выполнения движения навыками. Например, он не обращает внимания на положение туловища, отведение ноги и разворот стоп, от которых во многом зависят величина и направление броска. Ребенок чаще всего становится лицом к направлению броска. Бросок производится без свободного замаха, согнутой рукой от плеча.
Воспитатель учит слегка отставлять ногу, одноименную руке, которой производится бросок. Нельзя допускать, чтобы в подготовительном для метания положении дети стояли на прямых, жестких и плотно сдвинутых ногах.
В средней группе у детей наблюдается более слитное движение замаха и броска. В то же время еще нельзя отметить хорошую амплитуду и полную свободу движения. У некоторых детей оно напряженное, недостаточно энергичное; остается невыраженным завершающий этап броска. На этом этапе главное — научить ребенка не задерживать в руках предмет и не бросать его вниз.
Воспитатель должен иметь в виду, что многие дети, особенно мальчики, начинают перед броском целиться и без специальной выучки легко и свободно бросают предметы вдаль с широким замахом и предварительным разворотом туловища в сторону. Не надо ограничивать их движений дополнительными замечаниями. Однако при общем нарастании результативности попадания в цель оно часто носит у детей этого возраста еще случайный характер.
Для совершенствования навыков метания большое значение имеет эмоциональный настрой при проведении упражнений. Этому способствуют интересные игровые задания: «Сбей колпак», «Попади в обруч» и др. Важно, чтобы дети сами видели результаты своих действий. Такие игры, где в результате меткого попадания звенит колокольчик, сваливается колпак и др., вызывают у дошкольников интерес и желание повторять эти движения.
1. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжикова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 312 с.
2. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2012. – 410 с.
3. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа: [учеб.-метод. пособие] / Л. И. Пензулаева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 105 с.
4. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 368 с.
5. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник / С. О. Филиппова [и др.] ; под ред. С. О. Филипповой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2011. – 224 с.
6. Холодов, Ж. К.Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов,
В. С. Кузнецов. – 12-е изд., испр. – М. : Академия, 2014. – 478 с.
7. Шебеко, В. Н.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Шебеко. –
3-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 287 с.