Традиция воспитания в белорусской народной педагогике
БорГК (Борисовский государственный колледж)
Контрольная
на тему: «Традиция воспитания в белорусской народной педагогике»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Традиция воспитания в белорусской народной педагогике
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1 Белорусская крестьянская семья – основной творец и хранитель воспитательных традиций народа
2.2 Цель воспитания у белорусов
2.3 Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике
3. Практическая часть
3.1 Использование идей народной педагогики в практике работы дошкольного учреждения
4. Заключение
5. Список использованных источников
1. Введение
Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении человека является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его идеалы, представления о том, каким должен быть человек.
Дошкольная педагогика, как и педагогика в целом развивалась на базе народной педагогики. Житейские правила и приёмы воспитания – это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
2. Теоретическая часть
2.1 Белорусская крестьянская семья – основной творец и хранитель воспитательных традиций народа
С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение. Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию воспитания детей. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье. Семья считалась священным союзом, брак был не только залогом благосостояния, но и моральным долгом; такие взгляды поддерживала и церковь [8, с. 173].
Семьи, как правило, были многопоколенными. В период феолализма основными формами семьи белорусов были малые (родители и дети) и большие семьи. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра). Проживая в многопоколенной семье, дети хорошо знали своих предков (место жительства, род занятий, степень родства, чем прославили свой род). Их жизнь была примером для детей.
Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Для крестьянской семьи было характерно большое количество детей. Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей.
Во главе классической семьи, объединявшей обычно родственников нескольких поколений, стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, почему и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали чаще выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением [8, с. 178].
Важной особенностью крестьянской семьи был широкий круг ее родства – нередко все жители деревни состояли в родственных отношениях.
Независимо от численности членов семьи существовало половозрастное распределение обязанностей. Мужчины выполняли все тяжелые работы: заготовка дров и кормов для скота, уход за рабочим скотом, строительство, пахота, сев.
3. Практическая часть
3.1 Использование идей народной педагогики в практике работы дошкольного учреждения
Внедрение идей народной педагогики мы изучили на базе ГУО «Ясли-сад № 144 г. Гомеля».
В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.
С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?
Открываем центральную входную дверь – и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в белорусских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности белорусского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам белорусских народных сказок.
В учреждении организован музей «Бабушкина изба». В музее собрали экспонаты, которые позволяют ребёнку больше узнать о культуре белорусского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.
Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного белорусского искусства, в музее организовывают тематические выставки, временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Белорусская вышивка», «Народная игрушка»
В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа «Каляды». Дети учатся не только исполнять народные песни, но играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду.
Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
4. Заключение
Народное традиции, обычаи, устное народное творчество, как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа, были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре ее - многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте - главные задачи народной педагогики.
Среди основных особенностей народной педагогики можно выделить воспитание трудолюбия, воспитание взаимопомощи, воспитание нравственности, развитие творческой индивидуальности, а также использование традиционной народной игры. Наиболее важной является проблема формирования нравственных качеств. Для становления нравственной позиции необходима практика гуманистического личностно-ориентированного воспитания дошкольников. В отношениях педагога и ребенка должна быть забота о развитии ребенка; любовь к детям и к каждому ребенку; уважение, вера в детей; понимание ребенка и бережное отношение к нему; развитие чувства собственного достоинства; умение стать ему другом. Реализация таких отношений возможна в случае применения принципов самоактуализации, субъектности, творчества и успеха, доверия и поддержки.
1. Арлова, Г. П. Беларуская народная педагогіка / Г. П. Арлова. – Мн.: Народная асвета, 2013. – 189 с.
2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика. Учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений/Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.: Академия. – 2007. – 289 с.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 2009. – 399 с.
4. Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая [и др.]. – Мн.: Вече, 2009. – 177 с.
5. Жлоба, С.П. Народная педагогика Полесья: монография / С.П. Жлоба. – Брест: Изд-во БрГУ, 2002. – 328 с.
6. Народная педагогіка беларусау/ Пад рэд. В.К.Бандарчыка, М.Ф.Пiлiпенкi, С.В.Снапкоускай. – Мн.: Выс. шк., 2008. – С. 115-128.
7. Кавалевіч, М.С. Педагогіка / М.С. Кавалевiч. – Мазыр: Белы Вецер, 2011. – 109 с.
8. Ракава, Л.В. З гісторыі беларускай сям’і / Л.В. Ракава // Роднае слова. – 2017. – № 6. – c. 172–181.
9. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання у беларускай весцы /Л.В.Ракава. – Мн.: БДУ, 2000. – 111 с.
10. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка – метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мн.: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015. – 195 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты