Дошкольная педагогика как отрасль возрастной педагогики
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Дошкольная педагогика как отрасль возрастной педагогики»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
15.00 BYN
Дошкольная педагогика как отрасль возрастной педагогики
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
Введение
1. Предпосылки возникновения педагогики. Источники развития педагогики
2. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук
3. Понятийный аппарат дошкольной педагогики
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая занимается изучением закономерностей развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте до поступления в школу: от рождения до 7 лет. Для формирования понятийно-терминологического поля дошкольной педагогики как науки выделяются следующие источники: многовековой практический опыт воспитания, укорененный в образе жизни, традициях и обычаях народа, народная педагогика; философские, социальные, педагогические и психологические работы; современная международная и отечественная практика образования; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.
В то же время дошкольная педагогика как наука опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. В то же время исследования по дошкольной педагогике являются междисциплинарными и занимают пограничное положение на пересечении областей общей философии образования, педагогики (истории образования, общей и развивающей педагогики), детской психологии и психологии образования, возрастной анатомии и физиологии. Например, философия и дошкольная педагогика имеют ряд общих проблем: всестороннее развитие и становление личности, формирование мировоззрения, понимание сущности процесса воспитания и образования, связь коллектива и личности и т.д.
В данной работе остановимся на проблеме исследования предпосылок возникновения и связи дошкольной педагогики с другими науками.
1. Предпосылки возникновения педагогики. Источники развития педагогики
Термин «педагогика» возник в Древней Греции и был принят как название науки об образовании. Педагогика как наука впервые была выделена из философского знания в начале XVII века. Педагогика изучает законы, принципы, содержание, методы, формы, воспитания, обучения и их взаимосвязь. Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимодействия воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику также можно определить как науку о том, как воспитывать людей, как помочь им стать духовно богатыми и творчески активными, как перевести процесс воспитания в процесс самовоспитания.
Педагогические идеи античной эпохи. Древнегреческая философия была колыбелью европейских образовательных систем. Его главный представитель, Демокрит (460-370 гг. до н.э.), создал обобщающие труды по всем областям современного знания; он не обошел вниманием и образование. Его изречения, сохранившиеся в веках, полны глубокого смысла: «Природа и образование – это одно и то же. Иными словами, воспитание преобразует человека и, преобразуясь, формирует природу», «Хорошие люди становятся хорошими людьми больше от воспитания, чем от природы». Среди теоретиков педагогики были великие древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых развивались важнейшие идеи и направления в области воспитания человека и формирования личности. Термин «педагогика», ставший названием науки об образовании, также был придуман в Древней Греции. Именно здесь зародились многие другие педагогические понятия и термины, такие как schole, означающее досуг, gymnasium (от греч. gymnasion, гимназия) – общественная школа для физического развития, позднее только средняя школа и т.д. Идея целостного и гармоничного развития личности также зародилась в Древней Греции, хотя в то время она носила ограниченный характер. Своеобразным развитием греко-римской педагогической мысли стала работа римского философа Марка Квинтилиана «Воспитание оратора», которая стала главной книгой по педагогике и изучалась во всех риторских школах [4, с. 121].
2. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук
Дошкольная педагогика тесно связана с несколькими гуманитарными науками: детской психологией, анатомией и физиологией развития, педиатрией, гигиеной и многими другими.
Основой педагогики является философия образования, которая служит основой для понимания целей образования и воспитания. Педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология, чтобы лучше понять связи между биологической и социальной природой человека и причинами поведения детей. Особое значение для развития обучения и воспитания имеет возрастная физиология, которая раскрывает основные принципы строения и функционирования растущего организма. Не зная этих особенностей, невозможно правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту учащихся, организационные формы отдельных занятий или учебной деятельности [9, с. 35].
Существует тесная связь между педагогикой и психологией, и в педагогике используются методы психологических исследований. Психология развития изучает закономерности психических процессов и развития у растущих людей и помогает педагогике ориентироваться на познавательные способности и восприимчивость к различным воздействиям детей разного возраста. Социальная психология изучает развитие личности в различных социальных группах и помогает педагогике разрабатывать методы и средства коллективного воздействия на личность. Интеграция наук педагогики и психологии привела к появлению пограничных областей – психологии образования и психопедагогики: психология образования изучает особенности психических процессов детей в процессе воспитания и обучения и психологические закономерности влияния образования на формирование личности.
3. Понятийный аппарат дошкольной педагогики
Развитие любой области научного знания связано с разработкой понятийного аппарата, обозначающего определенный класс фундаментальных явлений и составляющего предмет данной науки. В каждой науке можно выделить ключевое понятие, которое определяет область исследования и отличает ее от предметных областей других наук. Другие концепции научного аппарата отражают разнообразие и многогранность первоначальной концепции.
Дошкольная педагогика как наука оперирует своими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность. Закономерности в воспитании, обучении и педагогическом процессе раскрываются такими понятиями, как метод, средство, принцип и форма организации. Конечно, дошкольная педагогика использует понятия, которые являются фундаментальными для других наук (развитие, среда, формирование, деятельность, личность).
Давайте рассмотрим понятие «образование» в различных его смыслах. Наличие нескольких значений этого понятия позволяет говорить о его природе, внутреннем механизме и взаимосвязи с развитием личности и внешними условиями существования. А.С. Макаренко пишет: «Воспитание – это социальный процесс в широком смысле слова. Все – люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди воспитывают. Прежде всего, это родители и учителя. Со всем сложным миром реальности ребенок вовлечен в бесконечное число отношений, каждое из которых постоянно развивается, переплетается с другими отношениями, осложняется физическим и моральным ростом ребенка. Весь этот «хаос» кажется необъяснимым, но в каждый момент он производит определенные изменения в личности ребенка. Задача учителя – направлять и руководить этим развитием [8, с. 66].
Заключение
Педагогика – это наука о закономерностях воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Он существует для того, чтобы указать на практике наиболее простые пути достижения педагогических целей и задач, способы реализации законов образования и методов обучения. На современном этапе развития отечественной педагогической науки четко прослеживается смена научной парадигмы. В целом, этот переход можно описать как переход от идеологии к культуре. Переход от идеологической к культурной ориентации можно наблюдать как в общетеоретических, так и в прикладных исследованиях в современной педагогике.
Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: детской психологией, анатомией и физиологией старости, педиатрией, гигиеной, а также рядом других наук. Основа педагогики – это философия образования, которая является основой для понимания целей образования. Наиболее тесная связь существует между педагогикой и психологией; педагогика использует психологические методы исследования.
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. – М.: Академ. проект, 2005. – 240 с.
3. Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / под. ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб.: Питер. – 2021. – 464 с.
4. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Изд-во «Просвещение», 1983. – 280 с.
5. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, /Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2007. – 416 с.
6. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
7. Микляева, Н. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Н. Микляева, Ю. Микляева. – М.: Владос, 2008. – 263 с.
8. Титовец, Т.Е. Основы дошкольной педагогики / Т.Е. Титовец, Т.В. Позднеева, Н.В. Литвинова. – Мн.: БГПУ, 2020. – 128 с.
9. Ходакова, Н.П. О работе педагогической мастерской «Инклюзивное образование. Использование ресурса тьюторского сопровождения» // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2013. – Т. 19. – № 1. – С. 34-36.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты