1. Раскрыть методику по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами предмета в младшей группе
2. Разработать дидактическое пособие на тему геометрические представления
Список использованных источников
1. Раскрыть методику по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами предмета в младшей группе
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.
Используются наглядные методы и приемы: Посмотри и найди такую же фигуру, На что похожа фигура и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи.
Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?
Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.
Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: Посмотрите, как палец побежит! Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую – круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника – позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.
2. Разработать дидактическое пособие на тему геометрические представления
Дидактическое пособие «Геометрические представления»
Цель:
1. Закрепить геометрические представления у детей, упражнять в умении находить геометрические аналоги.
2. Учить подбирать к заданному образцу геометрической фигуры, предмет похожий на данную фигуру, называть форму предметов.
3. Закрепить навыки ориентировки детей на плоскости, умение определять словом положение того или иного предмета по отношению друг к другу. Употреблять в речи слова: справа, слева, наверху, внизу, перед, под, над и т.д.
4. Развивать произвольное внимание и память.
Оборудование и материалы: игровое поле со схематичным изображением шкафа с полочками. На полочках шкафа и прозрачной клеенки приклеены карманы, слева на полочках расставлены геометрические фигуры. Наборы карточек с изображением предметов различной формы.
Дидактическое пособие может использовать как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Пособие может быть использовано для выполнения следующих заданий.
«Наведи порядок».
Ребенок выбирает по желанию полочку с геометрической фигурой, называет фигуру, подбирает и раскладывает на полочке только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре.
При игре с использованием объемных геометрических фигур необходимо подчеркнуть, что к объемным геометрическим фигурам подбираем карточки с объемным изображением предметов.
1. Анципирович О.Н. Основы методик дошкольного образования : краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Аципирович. – Минск: Новое знание; Москва: Инфра-М, 2016. – 389 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – Москва : Владос, 2003. – 399 с. – С. 52–76.
3. Лобан, Т.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста / Т.И. Лобан. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2017. – 84 с.
4. Носова, Е.А. Форма, размер, количество: о способах их познания, освоения в дошкольном детстве / Е.А. Носова // Пралеска. – 2007. – № 2. – С. 19–24.
5. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования РБ. – 2-е изд. – Минск : Нац. ин-т образования (НИО), 2014. – 416 с.