Основы социально-гуманитарных наук
МГТК (Минский торговый колледж) филиал БГЭУ
Контрольная
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Вариант: 11
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Поделиться
1. Общество как предмет философского анализа
2. Характеристика проблемы сознания и основных традиций ее анализа в классической и неклассической философии
3. Задачи философии культуры
Список литературы
1. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения [1, c. 64].
Среди всех явлений действительности социальная жизнь - одно из самых сложных. Если взаимодействие материальных образований в природе осуществляется бессознательно, то в обществе есть сознательные люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся их достичь. Из-за поведения людей общество постоянно меняется и развивается.
Существенный поворот в осмыслении общественной жизни произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность формирования материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Социальная жизнь включает в себя весь набор социальных материальных отношений, которые люди создают в процессе производства и распределения, материальных благ, семьи, культуры и повседневной жизни. Социальная жизнь определяет содержание социальных мыслей, мнений и чувств. Решающее значение для понимания общественной жизни в рамках материалистической концепции исторического понимания в первую очередь придается материальному производству и производству, а также экономическим и социальным отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей [2, c. 91].
Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский.
Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества [5, c. 342].
Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие – это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ЕЕ АНАЛИЗА В КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Сознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека [4, c. 163].
В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанциального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциальный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.
Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет свое начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность.
Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надындивидуальное сознание.
Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надындивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей [5, c. 342].
Пост классические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них (Э. Гуссерль, Ж. П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции «субъект — объект» и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку.
3. ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
Философия культуры – это особенный раздел философской науки, который занимается анализом культурных процессов, значения культуры для человека и социума.
Задачи философии культуры – это проблемы, требующие решения и связанные с философским осмыслением культурных вопросов и отношений в разных творческих сферах.
Если говорить о задачах, выполняемых задачами философии культуры, то основной из них считается создание всеобщего мыслительного и чувствительного мира, своеобразного «единого космоса», в котором человек проявляет собственную сущность, выражает себя, вступая во взаимоотношения с окружающим миром на высоком уровне [7, c. 286].
Здесь изучаются не непосредственные произведения искусства или какие-нибудь результаты мыслительных и материальных процессов, а непосредственные движущие силы и состояние активности, которые необходимы для создания вышесказанного.
Необходимо обоснование и глубокое изучение истоков таких движущих сил. Кроме того, философия культуры ставит перед собой задачу рассмотрения структуры представленных отношений.
Итак, задачами философии культуры являются выполнения следующих действий:
- Поиск движущей творческой силы;
- Обоснование движущей силы и исследование предназначения;
- Рассмотрение структуры культурных отношений, выделение категорий и остального понятийного аппарата.
Эта философия неразрывно связана с культурологией. Сама культура является многоликой и, соответственно, рассматривается с различных сторон. Одним из определений культуры, рассматриваемым философской наукой, является возможность жизни согласно ценностям и непосредственное создание ценностей [6].
Все, что создают люди, можно рассматривать как культуру, включая одежду, транспорт, труд, этику, язык и его традиции и так далее. Таким образом, экономика, законодательство, экономика, право, религия и другие дисциплины напрямую связаны с культурой. Некоторые объективные факторы можно даже отразить через призму культуры.
Некоторые мыслители рассматривают культуру в качестве возможности для понимания окружающего мира. Как жизнь человека культурные процессы удивляет своим многообразием. Следует останавливаться не только на материальных аспектах культуры, представляющих собой вещи, созданные человеком, но и на духовных, которые предполагают возможность чувствовать окружающий мир [6].
Выводы
В современных науках о культуре существует разнообразие точек зрения на сущность понятия «философия культуры», что свидетельствует о проблемном состоянии самой философии культуры, которая ищет свое место и дальнейший путь развития.
Основные позиции относительно содержания понятия «философия культуры», которые можно выделить, таковы: 1) отождествление философии культуры и философии; 2) отказ философии культуры в ее самостоятельности на современном этапе развития наук о культуре (замещение философии культуры культурологией, отсутствие в XXI веке места для культурфилософской проблематики); 3) признание философии культуры самостоятельной дисциплиной, не потерявшей свою актуальность в современности (способна дать системное представление о культуре, рассматривает культуру в аспекте проблем бытия, осуществляет рефлексию над культурой, вырабатывает обобщающее представление о культуре и др.) [6].
Этапы становления и развития философии культуры демонстрируют долгий путь собирания косвенных знаний и идей о культуре в истории философской мысли, оформления философии культуры в самостоятельную философскую область и разделения на множество самостоятельных наук о культуре. На современном этапе развития философии культуры остро стоит вопрос об объединяющей основе для существующего многообразия методологических и теоретических подходов.
Наиболее значимыми для развития методологических оснований философии культуры признаются подходы неокантианства и «философии жизни», среди представителей которых наибольший интерес представляет концепция понимающей герменевтики Вильгельма Дильтея.
Возможно, именно этот подход, давший начало развитию нескольким значимым направлениям философии культуры XX века, поможет совершить очередной шаг на пути поиска возможных путей дальнейшего развития философии культуры.
1. Аблеев С. Р. История философии. Учеб. для вузов. М.АСТ., 2007.- 302 с.
2. Алексеев, П.В. История философии / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2015. - 240 c.
3. Бессонов, Б.Н. История философии.: Учебное пособие для академического бакалавриата / Б.Н. Бессонов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 278 c.
4. Гриненко, Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 706 c.
5. История философии : учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск : Выш. шк., 2012. - 998 с.
6. Кистова А.В. Становление философии культуры как методологической основы гуманитарного знания // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8506 (дата обращения: 03.11.2021).
7. Философия: учебник / под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. - М. : Юрайт, 2004. - 520 с.
8. Основы философии Я. С. Яскевич. Мн. Выш.шк.,2008.-262 С.
9. Философия: учеб. метод. комплекс / А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.
10. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.
11. История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие. /Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010.
12. История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия; пособие. / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009.
13. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич. Мн., 2003г.
14. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.
15. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты