1. Охарактеризуйте исторические формы и структуры диалектики
2. Сформулируйте определение термина «демография» и опишите основные компоненты численности населения
3. Опишите основания и ресурсы власти
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Охарактеризуйте исторические формы и структуры диалектики.
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика (по Энгельсу) выступает в двух формах:
- Объективная диалектика - диалектика развития объективного мира, то есть природы и материальной основы общественной жизни.
- Субъективная диалектика - диалектика развития субъективного мира (человеческого мышления). Субъективная диалектика - отображение объективной, причём всегда неполное (абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира).
В субъективной диалектике различают:
- диалектику логического мышления;
- диалектику познания в целом.
В этом плане диалектика выступает в трёх формах: объективная диалектика, логика и теория познания.
Диалектика как философская наука в целом выступает в качестве теории, то есть объяснение развития в природе, обществе и мышлении, и метода (способа), подхода к познанию и изменению мира.
1) Стихийная диалектика древних (субъективная диалектика - Платон, Сократ, Аристотель). Гераклит: представил космос (огонь) в виде процесса противоречия. Является основой бытия, существования вещей (объективная диалектика).
2) Идеалистическая диалектика Гегеля: движение через порождение категорий, которые связаны друг с другом. Идеалистическое отрицание - отрицание как таковое, удержание всего положительного, рационального, умножение того, что было.
3) Материалистическая диалектика Маркса (диалектика - органичная внутренняя часть материализма).
2 Сформулируйте определение термина «демография» и опишите основные компоненты численности населения.
В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении. Однако этого общего определения недостаточно для понимания того, что такое демография, каковы ее собственные, отличные от других наук объект и предмет. Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания... Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической). Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической) 1 . В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки - это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки носит исторический характер и может меняться в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой и решает наука, общество в целом. Население как объект научного познания интересует многие науки - и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население является всеобщим и универсальным объектом исследования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом, общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки.
3 Опишите основания и ресурсы власти.
Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает как главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.
Еще в 18 в. французский мыслитель Г. де Мабли (1709-1785) определил социальное назначение власти следующим образом – «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводятся к образованию общественной власти для предотвращения насилия и несправедливости отдельных лиц».В те времена власть рассматривалась как ограничитель произвола монархов. Однако с точки зрения его социальной сущности и роли власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования и упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы.
По своей природе власть – явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, саморазрушение социальных связей.
Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:
Поведенческий. Сторонники этого подхода объясняют природу власти психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти – отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналистическая, мифологическая).
1. Борисов, В.А. Демография: уч. для вузов / В. А. Борисов. - М., 1999. 2-е изд. - 2001.
2. Гурвич, Ж. Диалектика и социология / Ж. Гурвич, М. М. Кириченко. – Кубанский госуниверстит, 2001. – с.294.
3. Игнатович, В. Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание / В. Н. Игнатович. – Киев, Экмо, 2007. – 467 с.
4. Рябоконь, Н. В. Философия / Н. В. Рябоконь. – Минск, МИУ. – 2009.
5. Яскевич, Я. С. Философия: уч. пос. – Минск: РИВШ, 2006.