Введение
Теоцентрическая парадигма прав человека
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на утверждение и защиту прав человека, их основной задачей является ориентирование государств на признание, уважение и защиту неотъемлемых прав и свобод людей без какой-либо дискриминации.
При этом содержание прав и свобод человека в каждом конкретном сообществе является неоднородным и зависит от его культурно-исторического, религиозного и нравственного развития. Поэтому «право» как возможность личности необходимо рассматривать не только с формально-правовой точки зрения. Право вбирает в себя исторически сложившиеся культурно-нравственные и морально-этические ориентиры, потому что человек, являющийся субъектом, формирующим и реализующим права и свободы, воспринимает окружающую действительность в соответствии со своим мировоззрением. Изменение ценностных ориентиров всегда влияет как на позитивное право, так и на правоприменение.
Теоцентрический подход, который разделяется в мусульманском мире, противоположен либеральному, в основе которого лежит антропоцентричность. В большинстве своем мусульманские страны подписали и ратифицировали международные договоры о правах человека, но сделали многочисленные оговорки, свидетельствующие о возможности реализации комплекса прав человека с позиции ислама.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации теоцентрической парадигмы прав человека.
Предмет исследования – теоретические положения об основных видах парадигм прав человека, особенностях теоцентрической парадигмы, научные взгляды по данному вопросу.
Теоцентрическая парадигма прав человека
В современной политической литературе существуют различные парадигмы прав и свобод человека. Парадигма – это совокупность предпосылок для теорий и методов, определяющих основное направление исследования конкретной проблемы. Парадигма задает логику исследования, определяет выбор эмпирических материалов для изучаемых явлений и процессов, а также выбор методов анализа и обобщения.
Среди основных парадигм прав и свобод человека выделяются: естественно-историческая, юридическо-позитивистская и теоцентрическая, или исламская.
Представители естественно-исторической парадигмы (Бентам, Гоббс, Гроций, Локк, Монтескье и др.) интерпретируют права человека как естественные, неотъемлемые и священные нормы человеческого существования. Естественность прав считается принадлежащей человеку от рождения; присущая природе – как незаконность ее отчуждения; святость – как уважение и почитание прав человека. Они являются высшими ценностями всего человечества и служат универсальным стандартом для оценки любого политического и конституционного устройства общества [1, с.39].
Согласно естественно-исторической парадигме, содержание прав человека и полнота их реализации на практике зависят от политической структуры конкретного общества и формы политического устройства, а также от уровня его экономического, социального и духовного развития. В то же время основные гражданские и политические права человека могут быть реализованы в равной степени во всех обществах, поскольку это не требует особых материальных затрат. Это требует политической воли и соответствующих политических решений правящей элиты.
В процессе социально-исторического развития содержание и объем прав и свобод человека меняются, и они становятся более конкретными, реалистичными и разнообразными. В естественно-исторической парадигме права и свободы человека являются высшими ценностями и основной целью государства. Оно не только обязано признавать и уважать эти права, но и принимать все меры для обеспечения того, чтобы права его граждан постепенно и в полной мере осуществлялись всеми соответствующими средствами и методами деятельности [1, с.41].
Заключение
Таким образом, современная международная концепция прав человека, основанная на либеральных ценностях западных стран, абсолютизировавшая естественные права человека и индивидуализирующая его, не воспринимает культурные, духовные, религиозные и правовые традиции иных цивилизаций. Несмотря на это, международные стандарты в области прав человека получили практически всеобщую ратификацию со стороны мусульманских и иных незападных стран. При этом культурные различия между западной и иными цивилизациями, трудности обеспечения индивидуалистической системы прав в общинах, веками реализующих коллективные права, не позволяют мусульманским, православным, азиатским и иным странам абсолютно и безусловно реализовывать стандарты в области прав человека.
В мусульманских странах получила распространение концепция прав человека, коррелирующая с исламом (теоцентрическая). На региональном уровне принимается ряд актов, декларирующих приверженность мусульманских стран к реализации права человека.
Тем не менее, они являются формой противопоставления западным концепциям прав человека, основанным на рационализме и индивидуализме, а также являются средством обеспечения и соблюдения международных норм в области прав человека.
1. Кивель, В. Н. Общая характеристика прав человека / В.Н. Кивель // Право и демократия: Сб. науч. тр. – Мн., 2009. – Вып. 10. – С. 38-47.
2. Лукашева, Е.А. Общая теория прав человека / Е. А. Лукашева. – М., 2019. – 379 с.
3. Белякович, Н. Н. Права и свободы человека / Н.Н. Белякович. – М., 2015. – 257 с.
4. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. – М. : Мысль, 1979. – 431 с.
5. Аквинский Фома. Сумма против язычников / Фома Аквинский. – М. : Вестком, 2010. – 463 с.
6. Шестаков, Л.Н. Ислам и права человека / Л.Н. Шестаков // Вестник Московского университета. – Сер. 11. – 2017. – № 5. – С. 63-78.
7. Сюкияйнен, Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий / Л.Р. Сюкияйнен. – М.: Садра, 2016. – 212 с
8. Дураев, Т. А., Тюменева, Н. В. Права человека в международных исламских документах / Т.А. Дураев, Н.В. Тюменева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – № 3 (122). – С. 73–80.
9. Арабская хартия прав человека : принята Лигой Арабских государств от 22 мая 2004 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.worldislamlaw.ru/?p=134.
10. Дураев, Т. А., Тюменева, Н. В. Значение прав человека в исламском праве / Т.А. Дураев, Н.В. Тюменева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17, вып. 3. – С. 352–358.