Введение
Работоспособность – это базовая психофизиологическая характеристика субъекта, которая определяется особенностями центральной нервной системы человека и, в свою очередь, определяет весь стиль жизнедеятельности.
Высокая работоспособность является наиболее важным и универсальным психологическим качеством, обеспечивающим успешность практически любой целенаправленной деятельности. Для оценки работоспособности часто используют корректурные тесты.
Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента состоит в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.
В данной работе детально рассмотрена процедура проведения методики диагностики работоспособности Э. Ландольта, подсчета данных, построения графиков и анализа полученных результатов.
1. Характеристика методики
Методика Э. Ландольта относится к группе корректурных тестов. Тест Э. Ландольта используется для диагностики работоспособности.
Методика Э. Ландольта представляет собой невербальный тест достижений. Суть задания состоит в дифференциации стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени.
Тест предназначен для работы с детьми, начиная с младшего школьного возраста, и взрослыми. Время проведения 5-10 мин. Форма проведения индивидуальная либо групповая
Надежность и валидность методики диагностики работоспособности, созданной на основе теста Э. Ландольта, определялись в ходе специального исследования, в котором принимали участие курсанты и слушатели Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Для проверки надежности методики определялся коэффициент линейной корреляции между результатами тестирования, полученными при первом исследовании и при втором, проводившемся через 1-6 месяцев после первого. В связи с тем, что на результаты исследования существенное влияние оказывает уровень активации, учитывались данные только тех испытуемых, у которых не было выявлено значимых различий по характеристикам уровня активации при первом и втором исследованиях (по индексу напряжения вариационной пульсометрии, частоте пульса, величине артериального давления, активационному компоненту кожно-гальванического рефлекса, квазиустойчивой разности потенциалов головного мозга, вегетативному балансу, уровню работоспособности, величине ситуационной тревоги).
Тест Э. Ландольта позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность [2, с. 325].
2. Процедура тестирования и обработки результатов
Перед началом тестирования обследуемому выдается бланк с кольцами. Задание состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца с определенным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена Пробная строка.
Инструкция обследуемому звучит следующим образом: «На бланке имеется набор колец с разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца с разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов». Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: «Через каждые 2 минуты я буду подавать команду «Черта», по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду «Стоп», по которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе с тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие у Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя». После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду «Начали» и включает секундомер [3, с. 11].
Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных Ключей, которые совмещаются с Бланками при помощи маркеров. Экспериментатор помечает на Бланке не вычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца. Затем подсчитывает и заносит в Бланк фиксации результатов следующие показатели:
1. Q – общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.
2. N – число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.
3. M – число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты. Для упрощения подсчета М целесообразно использовать Ключ, так как на нем указано количество колец с данным расположением разрыва в каждой строке.
3. Интерпретация результатов
Проанализируем полученные результаты исследования работоспособности по тесту Э. Ландольта (см. Приложение Б).
Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет.
1. Показатель скорости переработки информации (S)
Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы – это скорость распространения нервных импульсов, а также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Она определяет такую скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения.
Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы по следующей шкале:
10 баллов – высокая скорость переработки информации (высоко подвижные);
8-9 баллов – скорость переработки информации выше среднего (подвижные);
4-7 баллов – средняя скорость переработки информации (подвижные);
<4 баллов – низкая скорость переработки информации (инертные) [3, с. 13].
Заключение
В психодиагностике для оценки работоспособности широко применяются корректурные тесты, одним из которых является тест Э. Ландольта. Методика диагностики на основе теста позволяет оценить основные количественные и качественные характеристики работоспособности: скорость переработки информации, продуктивность, выносливость, точность.
С целью широкого изучения и практического применения методики было проведено исследование работоспособности с помощью теста Э. Ландольта. Подсчет полученных результатов и их анализ, построение графиков позволили выявить у испытуемого в целом среднюю работоспособность и ее характеристики: среднюю скорость переработки информации, средний уровень продуктивности, высокие уровни выносливости, точности и надежности, умеренные колебания точности.
Все это позволяет предположить у испытуемого склонность к медленной, но точной и скрупулезной обработке информации, старательности, желанию допустить меньшее количество ошибок. На основании этого можно говорить о том, что испытуемый характеризуется ответственностью, пунктуальностью, стремлением к добросовестному выполнению заданий в ущерб скорости.