Особенности проявления чувств детей дошкольного возраста
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Особенности проявления чувств детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Особенности проявления чувств детей дошкольного возраста
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
Введение
1. Особенности проявления чувств на разных этапах дошкольного детства
2. Специфика нравственных и эстетических чувств у детей
3. Особенности проявления чувств у мальчиков и девочек
4. Психологические рекомендации по воспитанию чувств у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
В дошкольном возрасте активно формируется эмоциональная сфера, о чем говорят исследование многих педагогов и психологов, таких как Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и другие.
В настоящее время воспитатели дошкольных учреждений и начальной школы, а так же родители все больше осознают проявления нетерпимости, агрессии, психического напряжения, тревоги и обиды среди детей. В последние годы в системе образования наметилась тенденция к интеллектуальному развитию детей. Однако развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что задача развития чувств у детей является одной из важнейших задач воспитания ребенка. В дошкольном возрасте активно развиваются высшие чувственные проявления детей, и в силах педагогов и родителей закрепить у детей эстетических, нравственных чувств, способности к эмпатии.
Способность ребенка к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей рассматривается многими учеными и исследователями как условие успешной адаптации в современном обществе.
С целью определения особенностей развития чувств у детей дошкольного возраста в данной работе проведен анализ теоретической литературы по проблемами сформулированы психологические рекомендации по воспитанию чувств у детей дошкольного возраста для педагогов и родителей.
1. Особенности проявления чувств на разных этапах дошкольного детства
Возрастные границы дошкольного возраста включают период от 3 до 6 лет. В дошкольном периоде выделяют: младший возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет). Ведущий вид деятельности дошкольника – сюжетно-ролевая игра, определяющая условия и основной фактор психического развития ребенка [12, с. 79].
В дошкольном возрасте происходит овладение особенностями социальных отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игру и общение со сверстниками. Дошкольное детство – творческий период, во время которого ребенок осваивает речь, воображение, у него появляется своя логика мышления.
В эмоциональной сфере ребенка в дошкольном возрасте появляются и развиваются новые особенности:
- умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые испытывает ребенок;
- умение различать и сравнивать свои эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, страшно и т.п.);
- умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, которые сопровождают любые эмоции ребенка и эмоции, которые испытывают другие люди [8, с. 237].
Чувства – это комплекс эмоциональных переживаний, связанных для человека с конкретными образами, предметами, событиями. Чувства всегда относятся к чему-либо и передаются в отношении того, к чему они возникли. Вы отличие от собственно эмоций чувства приобретаются человеком в процессе жизни, обучения и воспитания. Чувства выполняют важную мотивационную функцию – они побуждают человека к определенным действиям в отношении объекта, которого они непосредственно касаются.
2. Специфика нравственных и эстетических чувств у детей
На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Постепенно растет умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции.
В дошкольном детстве интенсивно развиваются эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства.
Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как хорошие те объекты, которые вызывают у него эстетические (хороший – красивый), этические (хороший – добрый), интеллектуальные (хороший – интересный) переживания. Когда ребенок учится анализировать и давать оценку объектам и ситуациям по нравственными или эстетическими критериями слитное чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное. Высшие чувства начинают формироваться с возраста 2-3 лет [7, с. 179].
Развитие эстетических чувств (чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, ритма, комического) связано со становлением художественного восприятия и собственной творческой деятельности детей. Взрослый помогает дошкольнику увидеть красоту природы и повседневной жизни, бытовых предметов, человеческих отношений. Ребенок предпочитает красивые игрушки, одежду, веселые стихи и песни, способные вызвать у него наиболее живые и яркие эмоции [3, с. 69].
Чувство прекрасного, которое вызывается у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства, значительно развивается на протяжении дошкольного возраста. В 3-4 года для дошкольника красивое – это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик и т.п. К 6-7 годам ребенок учится видеть красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений.
3. Особенности проявления чувств у мальчиков и девочек
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
В семье ориентируют, как должны вести себя мальчик или девочка. В каждой культуре существуют закрепившиеся шаблоны воспитания детей как будущих мужчин и женщин. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты – мужчина», и он учится сдерживать свои эмоции. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты – девочка!», и девочкам приходится менять свое поведение, чтобы соответствовать требованиям взрослых. Также стереотипы мужского и женского поведения усваиваются ребенком из наблюдения за поведением мужчин и женщин, мамы и папы, и видит, что душевность, чувствительность, эмоциональность больше присущи женщине, а смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности.
Однако было бы неверным следовать исключительно таким стереотипам и строить на их основе воспитание ребенка. Необходимо искать способы разностороннего развития мальчиков и девочек как будущих взрослых [6, с. 289].
4. Психологические рекомендации по воспитанию чувств у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
На основании анализа теоретической литературы по проблеме нами был выделен ряд рекомендаций для родителей и педагогов по воспитанию чувств у детей дошкольного возраста:
1. «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» – гласит английская пословица. Помните это правило, и старайтесь воспитывать чувства у детей в первую очередь своим положительным примером.
2. Старайтесь демонстрировать к детям любовь, справедливое отношение, доверие и заботу. Это поможет ребенку чувствовать себя в безопасности, принятым и любимым, и подкрепит его позитивные чувства.
3. Проявляйте терпение и выдержку, не наказывайте ребенка, когда у него что-то не получается. Объясняйте, как действовать правильно, давайте ребенку проявлять самостоятельность в играх, поручениях.
4. Укрепляйте в ребенке веру в торжество добра и справедливости. Читайте сказки, смотрите мультфильмы с поучительным и счастливым концом.
5. Помогайте ребенку учиться видеть прекрасное – обращайте внимание на явления окружающей природы, художественные произведения. Позволяйте ребенку проявить свою способность к творчеству: делайте подделки, сочиняйте истории, занимайтесь лепкой и рисованием, танцами и пением.
Заключение
Эмоциональное развитие ребенка идет активными темпами в дошкольном возрасте, ребенок учится новым эмоциональным реакциям, взаимодействуя и общаясь со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте возникают и развиваются высшие чувства - нравственные, эстетические, интеллектуальные, гуманные. Их формирование является социально обусловленным, и зависит от условий жизни и окружения ребенка.
К концу дошкольного возраста высшие чувства все чаще влияют на мотивы поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим и эстетическим требованиям общества
В процессе воспитания чувств у детей дошкольного возраста важно уделять внимание особенностям конкретного ребенка, а также возрастным и половым особенностям детей.
Разработанные нами психологические рекомендации по развитию чувств у детей дошкольного возраста помогают родителям и педагогам сориентироваться, в каком направлении строить отношения с ребенком и как вести себя с дошкольниками, чтобы их эмоциональное развитие было благополучным и гармоничным.
1. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №10. – С. 35-45.
2. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов / Е.Н. Колодич. – Мн.: РИПО, 1999 – 94 с.
3. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
4. Конспект лекций по возрастной психологии и педагогической психологии : пособие для студентов пед. специальностей вузов / под общ. ред. М. А. Дыгуна. – Мн.: Экоперспектива, 2009. – 200 с.
5. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 328 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
7. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс / Р.С. Немов. – Спб.: Питер, 2007. – 304 с. :ил.
8. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2003. – 448 с.
9. Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 303 с.
10. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
11. Шакуров, Р.Х. Человек формируется с детства / Р.Х. Шакуров. – М.: Педагогика, 2012. – 258 с.
12. Щипанова, Д.Е. Психология развития: учебное пособие / Д.Е. Щипанова. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2017. –178 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты