Введение
«Факторный анализ – (от лат. faktor – действующий, производящий и греч. analysis – разложение, расчленение) - метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов» [1, c. 284].
Созданный в начале века для нужд психологии (предпринимались попытки выделить основной фактор, определяющий интеллект), факторный анализ впоследствии получил большое распространение в экономике, медицине, социологии и других науках, располагающих огромным количеством переменных, из которых обычно необходимо выделить ведущие. С помощью факторного анализа не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменением другой переменной, а определяется мера этой связи, и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений.
Факторный анализ особенно продуктивен на начальных этапах научных исследований, когда необходимо выделить какие-либо предварительные закономерности в исследуемой области. Это позволяет последующий эксперимент сделать более совершенным по сравнению с экспериментом на переменных, выбранных произвольно или случайно. Как метод факторный анализ имеет определенные слабые стороны, в частности отсутствует однозначное математическое решение проблемы факторных нагрузок, т.е. влияния отдельных факторов на изменения различных переменных.
В определении свойств личности выделяется направление, развивающееся в рамках метода факторного анализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направление внесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Р. Кеттелл. Основную идею Дж. Гилфорда можно выразить следующей, очень сжатой формулой: личность индивида есть специфическое созвездие черт.
1. Многофакторная диагностика личности
Центральная задача факторного анализа – переход от совокупности непосредственно измеряемых признаков изучаемого явления к комплексным обобщенным факторам, за которыми стоят комбинации исходных признаков. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных.
Актуальность применения факторного анализа в психологических исследованиях на современном этапе связана с широким внедрением в психодиагностику компьютеров, что делает возможным проведение сложных факторно-аналитических вычислений с обработкой больших массивов данных [3, с. 69].
Методы факторного анализа нашли применение главным образом в психологии. Причиной этому был тот факт, что факторный анализ зародился в психологии и формализм этой дисциплины тесно «… связан с психологической концепцией ментальных факторов; даже специалисту-статистику трудно заметить и установить связь между методами факторного анализа и методами обычной математической статистики» [4, с. 16].
Решение, полученное методами факторного анализа, может послужить основой при формулировании некоторой научной гипотезы; возможно и обратное: методами факторного анализа ищется подтверждение существующей гипотезы. Теория Спирмена является иллюстрацией второго подхода. Спирмен показал, что если между парными корреляциями имеются определенные взаимосвязи, то может быть выписана система линейных уравнений, связывающих все рассматриваемые параметры, генеральный фактор и по одному дополнительному характерному фактору на каждый параметр. Эти взаимосвязи и позволяют дать статистическое обоснование двухфакторной теории.
2. Шкала определения уровня депрессии В. Зунга (адаптация Т.Н. Балашовой)
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 минут.
1. Результаты диагностики испытуемого №1.
Бланк ответов испытуемого находится в приложении Б.
Обработка и интерпретация результатов теста испытуемого №1.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = Σпр. + Σобр.
УД = 13 + 19 = 32.
В результате получаем УД, который равен 32.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что у испытуемого №1 диагностируется состояние без депрессии.
2. Результаты диагностики испытуемого №2.
Бланк ответов испытуемого находится в приложении Б.
Обработка и интерпретация результатов теста испытуемого №2.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = Σпр. + Σобр.
УД = 18 + 24 = 42
В результате получаем УД, который равен 42.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что у испытуемого №2 диагностируется состояние без депрессии.
Заключение
В определении свойств личности выделяется направление, развивающееся в рамках метода факторного анализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направление внесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Р. Кеттелл. Основную идею Дж. Гилфорда можно выразить следующей, очень сжатой формулой: личность индивида есть специфическое созвездие черт. Центральная задача факторного анализа – переход от совокупности непосредственно измеряемых признаков изучаемого явления к комплексным обобщенным факторам, за которыми стоят комбинации исходных признаков.
Основной заслугой представителей факторной теории личности является создание методического инструментария для изучения особенностей личности и анализа ее структуры. В этом отношении выделяется личностный многофакторный опросник (16-PF), разработанный Р. Кеттелом. Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Многофакторный анализ личности СМИЛ (MMPI), предназначен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, а также диагностики степени адаптиpованности, изучения стpуктуpы клинического состояния или выявления устойчивых профессионально важных склонностей.
В практической части была проведена диагностика по методике «Шкала определения уровня депрессии» В. Зунга (адаптация Т.Н. Балашовой). Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
По результатам диагностики у обоих испытуемых уровень депрессии меньше 50 баллов, поэтому диагностируется состояние без депрессии.