1. Методика проведения подвижных игр и игровых упражнений с детьми раннего возраста.
Подвижная игра и игровые упражнения – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности [2].
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.
Подвижные игры чрезвычайно разнообразны: игры с правилами, игры-забавы, аттракционы, сюжетные и бессюжетные и др.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условия поведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Особенно привлекательны для детей раннего возраста сюжетные подвижные игры. Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных и тому подобное.
2. Особенности проведения утренней гимнастики с детьми раннего возраста.
Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут.
Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.
Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени [1].
3. Методика проведения занятий физкультурой с детьми раннего возраста.
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью [4].
При формировании у детей интереса и ценного отношения к занятиям педагогу приходится решать следующие задачи;
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации)
Обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
Для успешного проведения занятий должны быть обеспеченны следующие психолого –педагогические условия:
Уважение педагога к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование форм и методов работы с детьми, советующих их возрастным и индивидуальным способностям;
Поддержка положительного, доброжелательного отношения на занятиях
Поддержка инициативы и самостоятельности
Защита детей от физического и психического насилия.
Схема построения занятия по физкультуре в группе раннего возраста.
4. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей раннего возраста.
Одной из ключевых задач дошкольного образования на современном этапе является сохранение и укрепления здоровья детей. Для полноценной реализации образовательной области «Физическое развитие» в рамках ГОС ДО в детском саду необходимо создать условия для физического развития дошкольников [1]:
1. Педагоги УДО должный создать условия организации различных видов двигательной активности детей, соблюдя возрастную адресность и учитывая индивидуальные особенности детей.
2. Реализация индивидуального подхода к детям в процессе организации физкультурных занятий, подвижных игр и иной двигательной активности.
3. Педагоги УДО являются трансляторами принципов и знаний о здоровом образе жизни для детей дошкольного возраста.
4. Педагоги УДО поддерживают и способствуют творческому самовыражению детей в процессе физической активности, создавая для этого благоприятную среду.
5. Двигательная активность детей в УДО организуется в разнообразных формах деятельности.
6. В УДО ведется планомерная и систематическая работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.
Третий год жизни по праву считается важный этапом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит укрепление организма в целом, совершенствование основных видов движений. Но н смотря на этого опорно-двигательный аппарат детей еще не совершенен, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.
Практическое задание. План-конспект занятия по физической культуре для детей раннего возраста.
Возрастная адресованность: младший дошкольный возраст (2-3 года)
Тип проведения: смешанный
Форма проведения: сюжетная
Место проведения: физкультурный зал
Время проведения: 15 минут
Задачи:
1. оздоровительные:
- укреплять крупную и мелкую моторику у детей;
2. образовательные:
- продолжать учить при ходьбе по гимнастической скамейке сохранять равновесие, спину держать ровно, голову не опускать;
- учить детей при прыжках с легким продвижением вперед, приземлятся легко на носочки на две ноги одновременно.
3. развивающие: развивать быстроту реакции, внимание, ориентировку в пространстве.
4. воспитательные: воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.