Изображение строений и транспорта в предметном рисовании дошкольников
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Изображение строений и транспорта в предметном рисовании дошкольников»
по дисциплине: «Методика обучения изобразительной деятельности»
2021
15.00 BYN
Изображение строений и транспорта в предметном рисовании дошкольников
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика обучения изобразительной деятельности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1. Задачи учебной программы дошкольного образования и рекомендуемая тематика по разным возрастным группам
2. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета
3. Методы и приемы обучения детей изображению предметов в разных возрастных группах
4. Организация обследования предмета
5. Способы изображения транспорта в разных возрастных группах
Практическое задание
Заключение
Список литературы
Введение
Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование строение и транспорта.
Помочь детям в изображении транспорта и предметов помогает обучение новым метода и приемам изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить.
В данной работе остановимся на проблеме изображение строений и транспорта в предметном рисовании дошкольников.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: изображение строений и транспорта в предметном рисовании дошкольников.
Цель исследования: проанализировать методики и приемы изображения строений и транспорта в предметном рисовании дошкольников.
1. Задачи учебной программы дошкольного образования и рекомендуемая тематика по разным возрастным группам
Младший дошкольный возраст.
1. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.
2. Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
3. Показать выразительные возможности цвета.
4. Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.
5. Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.
6. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).
7. Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.
8. Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.
9. Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.
10. Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
11. Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).
12. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
13. Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога [1].
2. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.
Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия – один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий [4, с. 21].
Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами).
Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
3. Методы и приемы обучения детей изображению предметов в разных возрастных группах
Первая младшая группа. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.
Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п. Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения [2, с.102].
Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.
4. Организация обследования предмета
В разных видах изобразительной деятельности цели обследования будут различными. Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур, части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета. Перед лепкой обследуется объемная форма со всех сторон, слитность и расчлененность ее массы. Для конструирования важно пропорциональное соотношение частей, связь их между собой. Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:
–восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);
– обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем – мелкие, определяется их форма);
– определение строения предмета – соотношение крупных и мелких частей;
– выделение цвета;
– рассматривание вновь всего предмета в целом.
Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы условно и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального обследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры.
Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы [4, с. 76].
5. Способы изображения транспорта в разных возрастных группах
Младшая группа.
1. Формирование навыков изображения прямоугольной формы начинают с опорной линии (вертикальной – рисование флажка; горизонтальной –рисование платочков, развешанных на веревочке, кубиков, расставленных на столе).
2. Изображение транспорта состоит из 3-4 частей: квадрат, круг, линия – тележка; квадрат, два круга, квадрат меньшего размера – автобус.
3. Формы при рисовании не пересекаются друг с другом, а соприкасаются.
4. Первый раз лучше рисовать карандашом, как так внимание ребенка сосредотачивается только на изображении.
Средняя группа.
1. На опорной линии последовательно изображаются: квадрат (мотор), вертикальный прямоугольник (кабина), горизонтальный прямоугольник (кузов).
2. Кроме грузового автомобиля детей знакомят с легковым пассажирским, морским, космическим транспортом.
Старшая группа.
1. Основное отличие способа изображения транспорта в старшей группе – это появление округлостей в формах (дуги). Прямые острые углы у квадратов, прямоугольников, квадратом скругляются.
2. На опорной линии также появляются дуги в тех местах, где будут изображены колеса.
3. На самих колесах изображаются круги меньшего размера, обозначающие шины [1].
Практическое задание
Младшая группа.
Тема «Разноцветные колеса».
Цель: формировать навык рисования предметов круглой формы слитным неотрывным движением кисти.
Задачи:
– уточнить знание детей о машинах и их назначении (грузовые, легковые);
– закреплять представление детей о частях машины, продолжать учить детей называть и показывать основные части машины;
– развивать восприятие цвета; закреплять знание цветов.
Предварительная работа: Наблюдение за транспортом на прогулке;
Рассматривание сюжетных картин на тему «Транспорт», «Наша улица»; Подвижная игра «Воробушки и автомобиль», «Разноцветные автомобили»;
Дидактическая игра – «Собери автомобиль», «Разноцветные колёса», «Подбери колёса».
Чтение художественных произведений: «Грузовик» А. Барто, «На машине» Н. Павловой, загадки про транспорт.
Оборудование: Гуашевые краски, кисточки, тряпочки, вода в банках, листы бумаги с изображением различных машин (на выбор) без колёс, круги из картона основных цветов разных размеров для прикладывания к машинам на рисунке; игрушечная грузовая машина.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Есть четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Что это? (Машина)
– Ребята, о чём эта загадка?
– Конечно, это машина!
Машины бывают разные. Какие машины вы знаете?
– Для чего нужны людям машины?
Заключение
Дети в детском саду, подготовленные нетрадиционными способами рисования, легче и быстрей обучаются предметному рисованию, рисованию конкретных вещей и предметов – растений, животных, птиц, машин и других предметов, окружающих их в повседневной жизни. Чтобы сносно нарисовать транпорт или строение, ребенок должен научиться многому и приобрести не один, а множество навыков. Рисовать транспорт или строения окажется просто, если воспитатель детского сада научил детей рисовать овалы, ломаные линии в виде треугольников и понимать разницу между различными цветами.
Пользуясь умением проводить линии, дети в дальнейшем смогут передавать несложные формы самых простых предметов, научатся различать геометрические составляющие формы предметов, отличая овал от треугольника. Учась проводить прямые, ломаные и замкнутые линии дети познакомятся с пространственными отношениями предметов. Важно, чтобы дети умели выдерживать направление линии и понимали, что верх листа противоположен низу, а левая сторона листа отлична от правой стороны. На этих первоначальных занятиях удобнее применять карандаш. Затем можно усложнить задачу, когда линии приобретут ширину и станут полосой. Здесь удобнее применение кисти и краски. Здесь же важно и подробное знакомство детей с цветами и цветовыми оттенками. Подбирая темы для этих начальных упражнений в проведении линий, можно дать несколько вариантов заданий для детей для усвоения их одного и того же приема.
1. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.
2. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М., 1985. – 255 с.
3. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. – М., 1991. – 176 с.
4. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – М., 1970. – 150 с.
5. Швайко, Г.С. Занятии по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М., 2000.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты