Выразительное чтение
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Контрольная
на тему: «Выразительное чтение»
по дисциплине: «Выразительное чтение»
2021
15.00 BYN
Выразительное чтение
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Выразительное чтение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Поделиться
1. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.
2. Критерии оценки использования логических и эмоционально–образных средств выразительного чтения.
3. Анализ сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.
Список используемой литературы
1. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.
Какой бы интересной и познавательной не была речь, она не будет восприниматься слушателями, если выступающий будет произносить ее нечленораздельно, слабым, хриплым и невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в той же степени, что и содержание речи, а также как и внешность, и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий будет доносить свое сообщение до аудитории. Голос человека является могущественным средством воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор способен с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию, а также доверие.
Помимо этого, голос может способствовать профессиональной карьере человека, но и может препятствовать ей. Сложно представить себе журналиста с писклявым и тонким голосом либо видного политического деятеля с резким и гнусавым произношением. Такие люди смогли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.
По какой причине люди с абсолютным доверием слушают таких ведущих телепередач, как Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Владимир Познер, Александр Масляков? В частности, это происходит благодаря мелодичному, спокойному голосу, который лишен раздражающих и отвлекающих внимание нот, произносительной культуре данных людей.
Красивый, хорошо поставленный голос необходим для представителей многих профессий, например, политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, а также часто выступает на широкой аудитории.
Хороший голос нужен не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, которые имеют приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким, пронзительным либо грубым и хриплым голосом.
Возможно ли научиться четко, ясно, красиво говорить? Да! Этому поможет техника речи - особый раздел риторики, а также важная сторона ораторского мастерства. Техника речи является "совокупностью умений и навыков, которые применяются для оптимального звучания речи; владением приемами эффективного использования речевого аппарата".
Выделяют следующие составные части техники речи:
1) постановка правильного речевого дыхания;
2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые будут обеспечивать его звучность, выразительность.
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха.
Техника речи является весьма специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения, а также упорная и длительная практическая работа над навыками произношения.
2. Критерии оценки использования логических и эмоционально–образных средств выразительного чтения.
Для того чтобы чтец мог с успехом исполнять произведение, ему необходимо сделать текст автора как бы своим (то есть, понять его и разделить с автором мысли, оценки, чувства, после чего передать их слушателям от своего имени). Но для этого нужно сначала правильно понять содержание каждой фразы текста и суметь произнести его так, чтобы слушатели ясно и отчетливо поняли мысль автора.
Логическое чтение является чтением, ясно и четко передающем мысли, которые заключены в тексте. Логическое чтение - это основной фундамент художественного (т.е. выразительного) чтения, первая ступень в усвоении и изложении текста. По этой причине довольно понятным является то, что если будет отсутствовать логика речи, то добиться высокой художественности исполнения будет невозможно.
Все дело в том, что в речи нужно различать смысл. «Мысль будет определяться грамматически организованным сочетанием слов, – указывает Г.В. Артоболевский. Смысл будет определяться намерением: одна и та же мысль в речи различных людей и даже одного человека может иметь разный смысл в зависимости от того, зачем, с какой целью, в какой обстановке, с каким внутренним состоянием (чувством, настроением) она будет произноситься».
Выразительное чтение в школе - это эффективное средство развития у школьника выразительности устной речи. На уроках русского языка его используют на уровне «значения» слов в качестве средства развития речевого слуха во время изучения синтаксиса и пунктуации, в качестве приема наблюдения над интонационной стороной речи; в курсе литературы понимают в качестве искусства художественного чтения в условиях школы и используют в качестве средства анализа изучаемого произведения на уровне «смысла», эстетической функции слова в контексте.
Суть традиционной методики заключается в том, что ученикам необходимо найти нужный тон и уметь воспроизводить его голосом. Суть современной методики обучения чтению заключается в соблюдении законов «системы» Станиславского: «Надо не повторять, не заучивать интонацию, подслушанную у кого то, а вызвать само движение души, тогда и будет рождаться соответствующая интонация». Исходя из этого, современная методика делает упор на содержание речи, в то время как традиционная – на ее формы.
3. Анализ сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.
Владимир Фёдорович Одоевский является знаменитым русским писателем эпохи романтизма, основоположником русского музыкознания. Одоевский родился 13 августа в 1803 году. Он стал последним представителем рода Одоевских, которые являются предками знаменитых Рюриковичей. Одоевский считал народное просвещение одной из самых важных задач современности. Также необходимо заметить, что Одоевский - основоположник сельской начальной школы в России.
Вклад Одоевского в детскую литературу является весьма значительным. В. Одоевским был создан сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней - это его псевдоним в качестве писателя), заслуживших большую популярность среди детей.
Одной из сказок, с успехом вошедшей в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», является сказка «Мороз Иванович». Данная сказка считается прекрасным образцом русской авторской сказки. Эту сказку можно расценивать как одно из самых лучших его произведений. Несмотря на то, что сказка была написана почти два века назад, она и на сегодняшний день приходится по нраву юным читателям.
Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю.
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
1. Артоболевский, Г.В. Очерки по художественному чтению. / Г.В. Артоболевский. – М.: 2013. – 353 с.
2. Астафьева, О.И, Детская литература. Выразительное чтение / О.И. Астафьева, А.Е. Денисова. – М., Академия, 2007. – 272 с.
3. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А.Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.
4. Найденов, Б.М. Методика выразительного чтения / Б.М. Найденов, Л.М. Кирилюк. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
5. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
6. Коренюк, Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л. Ю. Коренюк. М.: Дело, 2007. 140 с.
7. Маерова К.В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2003. – 145 с.
8. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. - 190 с.
9. Хрестоматия по детской литературе /Сост. Арзамасцева И.Н., Иванова Э.И.– М.: Академия, 2000. – 540 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты